НАЧАЛО

МОЛИТВЫ

ПРАВОСЛАВИЕ

УРОКИ ПРАВОСЛАВИЯ

ИКОНЫ

РАЗНОЕ

ССЫЛКИ

Наш ftp-сервер

В этом разделе рассказывается о возникновении Православия, о распространении оного в России, о Церковной организации...

Есть ли у Вас интересная информацмя о Православии? Нечего медлить!!! Отправляйте мне по е-майлу: shulga_d_e@mail.ru

Восточное христианство существовало в условиях сильной централизации государственной власти в Византии, и Церковь сразу же оказалась придатком государства, а главой ее фактически являлся император. Западное христианство постепенно превратилось в организацию, стремившуюся к господству во всех сферах общества, включая и сферу политики. На различиях восточного и западного христианства сказались и особенности развития духовной культуры. Греческое христианство концентрировало свое внимание на онтологических, философских проблемах, западное - на юридически-правовых.

В начале V в. Римская империя распалась на Восточную и Западную. Восточная была единым государством, Западная - раздробленным конгломератом княжеств, вскоре завоеванных германцами. В VI в. Константинополь освободил Рим от варваров; последний попал в зависимость от византийских императоров. Константинопольский Патриарх стал даже именовать себя вселенским, т. е. главой и восточной, и западной Церкви. Но римским папам удалось превратить Церковь в заметную экономическую силу (приобретение Сицилии, юга Италии), повысить ее политический престиж.

С середины VII в. Византия подверглась атакам Арабского Халифата. Халифат захватил Антиохию, Александрию, Иерусалим, Сирию, а славяне - балканский полуостров. В этих условиях Италия стала освобождаться от зависимости Византии. Ослабляли Византию политические и идеологические противоречия. В VIII в. римская Церковь освобождается из-под опеки Византии, образуется Папская область. С этого периода власть пап возрастает.

Между Римом и Византией в IX в. возникли территориальные споры. И та и другая Церковь претендовала на Сицилию, Южную Италию. Обострению отношений способствовало принятие христианства Моравией. Моравия приняла христианство от Рима. Но затем, стремясь избавиться от папского диктата, пригласила в 863 г. духовную миссию из Константинополя - Кирилла и Мефодия. Болгары отказались принимать христианство от Рима, в 865 г. их крестили византийские священники. Все это обостряло соперничество. Конфликт между Римом и Константинополем разрастался, несмотря на то, что Византии угрожали сельджуки, а Риму - новая сила: норманны.

Константинопольским патриархом в середине XI в. был Михаил Керулларий (ум. 1058), до этого постриженный в монахи и сосланный в провинцию за дворцовые интриги, но выдвинувшийся при новом императоре Константине, который возвел его в патриархи, хотя Керулларий слабо разбирался в христианском вероучении. В 1053 г. в связи с увеличением числа богослужений по западному образцу Керулларий распорядился закрыть римские церкви и монастыри в Константинополе. Спор шел по вопросам опресноков, "филиокве" (лат. filioque - "и Сына" - исхождение Святого Духа не только от Бога Отца, но и от Бога Сына), безбрачия духовенства, поста в субботу и т. п. Римский папа Лев IX послал в Константинополь легатов (папские послы) во главе с кардиналом Гумбертом. Ни Керулларий, ни Гумберт не искали примирения. Керулларий объявил легатов еретиками. В свою очередь, легаты прокляли Константинопольского патриарха; 16 июля 1054 г. произошел окончательный разрыв западного и восточного христианства.

В отличие от Католической Православная Церковь не имеет единого руководства. Объединенная общим вероучением и культом, она состоит из ряда самостоятельных (автокефальных от греч. autos - сам и kephale - голова) церквей. Всего их 15 и перечисляются они в порядке, учитывающем время получения независимости. Константинопольская (теперь это город Стамбул на территории Турции  - мусульманского государства, где православных верующих немного), ей подчиняются некоторые православные общины в других странах, вплоть до Австралии и Южной Америки. Затем Александрийская (Египет и страны Африки, где православных также немного), Антиохийская (Сирия и Ливан, заселенные арабами-масульманами), Иерусалимская (Палестина, Святые места), Русская (автокефальная с 1589 г. и очень большая по количеству верующих), Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (греческая), Албанская, Чехословацкая, Польская, Американская (последние четыре церкви существуют в условиях, когда православные находятся в этих странах в меньшинстве). Кроме того имеются автономные Церкви, которые частично самостоятельны и подчиняются одной из автокефальных Церквей (Синайская, Финляндская, Критская, Японская). Девять из автокефальных Церквей управляются Патриархами, остальные митрополитами и архиепископами (о них можно прочитать в разделе Уроки). Константинопольский Патриарх считается старшим (вселенским), но при этом он остается первым среди равных. Его первенство - это только "место по чести".

Каждая церковная организация делится на экзархаты (экзарх с гр. начальник, наместник), епархии во главе с архиепископами и епископами, благочиния - объединение нескольких церковных приходов, приходы (в каждом Храме). Наиболее заслуженные и значительные епархии называются митрополиями и возглавляются митрополитами (букв. с гр. человек из главного города).

 

Список используемой литературы:

1. Религии мира. Кулаков А. Е.

2. Основы религиоведения. Под ред. Яблокова И. Н.

3. Основы христианской   православной веры. Протоиерей Владимир Глиндский.

4. Атеистический словарь.