Будь готовъ!

(Юные разведчики приноравливаются к российскому климату)

Отдел религиозного образования и катехизации Московского патриархата провел традиционные, седьмые по счету, Международные Рождественские образовательные чтения. Посвященные, как сказано в программе, "развитию сотрудничества Церкви и государства" и "возрождению традиций воспитания в семье и школе", они привлекли к себе внимание не только педагогов, но и тех, кому небезразлична судьба народного образования. В рамках чтений на Патриаршем Крутицком подворье работала секция руководителей скаутских организаций. Мероприятие далеко не единственное в своем роде: сегодня Крутицы являются одним из центров скаутской деятельности в России. Здесь регулярно проходят многочисленные семинары и встречи.

Если для альпинистов ключевым выражением, обозначающим смысл их деятельности, служит слово "восхождение", а для любителей КСП - "песня", то для юных разведчиков этим словом, бесспорно, будет "игра". В скаутской практике игр очень много. И проводятся они, как правило, в летнем лагере. Здесь, среди обитателей соснового бора и реки, разворачиваются сражения юных хоббитов с силами Мордора и другие сказочные действа. Дети учатся не только полезным навыкам - правильно разжигать костер и готовить еду, ориентироваться по карте и ставить палатку, грамотно вязать узлы и вышивать, плести корзины и ставить заплатки. Но также умению помогать друг другу и, как выразился руководитель дружины "Град Москва", самоутверждаться в добре.

На первый взгляд, скаутский лагерь чем-то напоминает пионерский: те же построения, походы с вожатыми, песни у костра, свои "зарницы". И в этом нет ничего удивительного, ведь многие педагогические приемы и даже символику организация им. В. И. Ленина позаимствовала у разведчиков. Вплоть до галстука, о котором читатель со стажем помнит, наверное, симпатичные стишки, вроде: "Как получишь галстук, береги его, он ведь с красным знаменем цвета одного." Но в отличие от пионеров галстук у разведчиков не сакрален, и служит чисто практическим целям: по его цвету легко отличить более опытного бойца от менее опытного, галстуком можно как жгутом перевязать рану, из галстуков вяжется веревка для преодоления преграды или сшивается красивый флаг перед очередным сражением.

Любопытно, что под эмблемой скаутского движения - белоснежной лилией - стоит памятное многим восклицание "Будь готовъ!" Но трактуется оно отнюдь не в идеологическом, а в нравственном смысле. Будь готов посетить детский дом, устроить праздник для мамы, поделиться с другом своими знаниями и умением.

Днем рождения российского разведчества считается 30 апреля 1909 года, когда штабс-капитан лейб гвардии стрелкового полка О. И. Пантюхов с группой мальчиков провел в Павловском парке под Петербургом первый костер, так что в этом году российскому отделению организиции исполнится девяносто лет.

Большинство российских скаутов - православные, и серьезное отношение к вере одна из отличительных черт возрождающегося движения юных разведчиков. Не случайно каждый день в летнем лагере начинается и заканчивается совместной молитвой. А в воскресенье и взрослые и дети идут в храм на Божественную Литургию. Правда, не все: устав организации позволяет участвовать в движении людям разных вероисповеданий, и даже неверующим, но благожелательно настроенным к Православию людям. Так что с миссионерской точки зрения скаутинг можно воспринимать и как предоглашение.

Разведчество, как метод внешкольного воспитания, возродилось у нас в то время, когда окончательно перестали существовать мощные идеологические структуры, некогда объединявшие в своих рядах всю советскую молодежь. Сегодня в стране существует уже несколько сотен отрядов. Весной 1998 года руководители дружин собрались на "объединительный" конгресс, в адрес которого поступило приветствие от патриарха Московского и всея Руси Алексия II. "Скаутское движение в России своими корнями уходит в дореволюционное время. Оно возникло и окрепло на твердой почве традиций Святого Православия. Знамена скаутов украшает белоснежная лилия - символ чистоты мыслей, чувств и поступков. Патриотизм, беззаветная любовь к Родине были присущи многим из тех подвижников скаутизма, которые погибли на фронтах войны, пострадали в годы репрессий. От Вас зависит, сможет ли на Российской земле сегодня возродиться скаутское движение во всей своей чистоте и силе", - говорится в этом послании первоиерарха.

Бесспорно, скауты нуждаются в государственной поддержке, но не меньше они нуждаются в живом участии самих родителей. "Мне очень хотелось, чтобы мой сын стал скаутом. Но в отряд его не брали, слишком он был переполнен. Пришлось самой организовывать звено, учиться", - рассказывает помошник руководителя отряда имени Алексея Мечева Луиза Каячева. И замечает, что скаутинг растет путем увеличения числа руководителей и их помощников. "Естественнее всего, чтобы ими становились сами родители, - поясняет свою мысль Луиза. - А то нередко мы видим, что взрослые отдают свое чадо куда-нибудь в школу или кружок, и забывают о нем. Думают, что все образуется само собой."

"А как вы решаете проблему двора? - продолжаю я разговор с собеседницей. - Ведь дурные нравы, как говорит пословица, портят хорошее сообщество. Жили-были, допустим, пять скромных мальчиков. И вот однажды появился шестой, на год старше, пьющий и курящий. И через полгода все они стали пить и курить. " - "Да-да, - кивает она - понимаю... Мы устанавливаем свой микроклимат. После летнего лагеря общение детей не прекращается. Встречаемся на квартирах, где занимаемся шитьем, лепкой из глины, игрой на гитаре, совместным чтением. Постоянно устраиваем прогулки, походы в музей, спортивные соревнования. И, конечно, участвуем в приходской жизни, постоянно бываем на богослужениях. В живой среде у детей устанавливается нормальная реакция на зло. Тем более, что они постоянно чувствуют локоть друг друга".

Проблема двора давно уже перестала быть вопросом чисто педагогическим. Ребенок, шастающий по чердакам и подвалам в поисках сомнительных приключений, не только соприкасается с криминальным миром, но становится объектом политических спекуляций. Конечно, можно изолировать подростка от подобной среды. Посадить его, скажем, перед телевизором. Или разрешить ему сутки напролет странствовать по виртуальным мирам компьютера. Но это ненормально. Родители могут подсказать детям как лучше использовать свое время. Так, например, как делают это скауты.

Сегодня, когда все жизненные интересы постепенно стягиваются к заботе о хлебе насущном, на одном энтузиазме далеко не уедешь. И новому молодежному объединению в условиях кризиса предстоят нелегкие испытания. Тем не менее, есть надежда - подкрепленная такими начинаниями, как семинары в Крутицах - что оно будет развиваться и займет подобающее ему место в Церкви и в российском обществе.

Борис Колымагин