SAMIZDAT-2000. Никогда не появится в КоммерсантЪ-Деньги, Эксперт,IQ и тп. 

Андрей Маршак, МВА

МИФЫ о МБА
Образование в бизнесе :  Чему учат в бизнес-школах на программах МВА

МВА  (Эм-би-эй или Master of Business Administration  - мастер делового администрирования) –  это единственная и высшая профессиональная степень по бизнесу. Далее в тексте МВА будут называться люди, обладающие такой степенью,  которая говорит о законченной программе в бизнес-школе. Неким аналогом являются профессиональные сертификаты для бухгалтеров и фондовых аналитиков, в США известные как  СРА(CMA) и CFA. Кроме того, существуют еще и мастерские (магистерские) степени более академического уклона по статистике и отдельным методам финансового анализа.

Эту степень присуждают многие школы, но формально уместна ссылка - принадлежат ли они к аккредитованым  Американской ассоциацией бизнес-школ (AACSB). Только в США около 800 организаций называют себя бизнес-школами, и из них только около 360 имеют аккредитацию данной Ассоциации, т.е. предлагают полноценные академические программы. Но даже среди всех  аккредитованных реальное бизнес-образование и возможность работать в больших компаниях дают  только около 25 лучших.

МВА является знаком для работодателя о рабочих качествах и квалификациях специалиста. В США обладатели такой степени  только в среднем получают на 20-30 000 долларов в год больше, чем те у кого их нет, при том, что многие позиции отводятся только для МВА.  С точки зрения  студентов образование рассматривается  не только как карьерный шаг, но и как инвестиция. Если студент одной из лучших школ тратит за два года на обучение около 80 000 и теряет столько же на зарплате, его будущие доходы должны покрыть эти затраты.

Каждая из школ, входящих в список лучших, старается сделать свою программу как можно насыщеннее и уникальнее, и вместе с тем есть выработанные стандарты образования. Причем они разные для школ разного уровня, поскольку контингент студентов в них отличается качеством и класс работодателей также весьма различен.

Термин «Top Ten» (Первая Десятка)  или «лучшие школы»,  относиться к вообще говоря  к 15-20  школам которые играют в «музыкальные стулья» друг с другом за формальное первенство в различных классификациях.  Отличить от прочих школ их можно по длинным и подробным анкетам для поступающих, активностью организаций  выпускников (банкеты, региональные форумы), длинным списком крупных компаний, которые посылают представителей для интервьюирования  в эти школы, и разумеется стартовыми зарплатами.  Отличием лучших школ являются  лучшие профессора, но могут быть и репутация, и контакты с лучшими работодателями,  и лучшие условия контрактов выпускников. К внешним признакам надо отнести также стоимость обучения - все элитные школы берут около  25 000  долларов за год обучения,  эти программы всегда двухлетние и в этих школах всегда отсутствует вечерняя или заочная форма образования. По стилю жизни и обучения они близки к интернатам - столько времени занимают занятия и подготовка проектов.

Американские бизнес-школы являются частью достаточно сложной системы по отбору и воспитанию кадров для управления различными институтами частной экономики. Эта система сложилась за десятки лет и признана большим и малым бизнесом повсеместно в мире. Собственно учебные программы составляют лишь её малую часть. Если эту систему воспринимать только как преподавание и выставление оценок, бизнес школы и степень МВА теряют весь смысл.

Во-первых, это система отбора по целому ряду качеств. Не секрет, что умения, навыки, способности людей разнятся. Есть люди которые не могут удерживать в памяти несколько объектов и тем одновременно. Всем доводилось видеть как в людском потоке или на лестнице кто-то останавливался чтобы что-то сказать идущему сзади, забывая об движущихся следом. Есть люди, которые потеряют немедленно два предмета из трёх попавших в руки. Есть такие, которые не могут быстро и внятно доносить идеи или написать что-то однозначно понимаемое и строго по существу дела. Могут ли такие люди грамотно понять проблему и принимать решения или нет - совершенно очевидно. Как общественные интересы, так и интересы частных фирм будут страдать, если кадры профессионалов и управленцев будут пополняться за счет людей не обладающих необходимыми качествами.

Прежде всего, система образования в бизнесе выполняет функцию отбора  в  ряды будущих управленцев по определенным качествам.

Разумеется, этот фильтр проходят далеко не все. Несмотря на высокую стоимость обучения в бизнес-школах, конкурс в лучшие школы очень высок, из-за большого числа желающих. Но даже среди принятых в школы, высок отсев из-за неспособности быстро усваивать огромное количество материала и других причин.

Во-вторых, это система профессиональной ориентации. В бизнес школы принимаются как правило люди с базовым 4-х-летним образованием на уровне бакалавра и опытом работы. Для некоторых МВА это вторая или даже третья профессиональная степень. Немало обучающихся меняют профессии после обучения или идут в смежные со своим предыдущей профессией области. В течение обучения студенты имеют возможность узнать о карьерных возможностях, о потенциальных рабочих местах, пройти практику на выбранной фирме, и принять решение о своей специализации.

В-третьих, это система обмена опытом и формирования профессиональной среды. Все школы уделяют огромное внимание отбору студентов, поскольку это ключевое звено в привлечении компаний и следовательно повышения спроса на их программу МВА. Студенты стремятся в школы, где они могут учиться рядом с опытными специалистами, завязывать интересные профессиональные контакты и быть в фокусе внимания со стороны видных компаний. Успех выпускников привлекает как и компании, так и новых потенциальных студентов.

В-четверых, образование в бизнес-школах это собственно образование. Не стоит путать с принятой в России  термином «второе высшее».  МВА – это мастерская (магистерская) степень, состоит из курсов сложнее по уровню программ бакалавров, является так называемой «профессиональной» степенью. Программа МВА состоит из 15-20 предметов изучаемых в течение двух лет. Обучение очень интенсивное и не оставляет почти никакого свободного времени – это опять же тест на выносливость.

 

В-пятых, это система найма и конкурса на рабочие мест в бизнесе.  Студенты стремятся попасть в лучшие школы чтобы иметь возможность пройти интервью с самыми лучшими работодателями. Поездки по студенческим кампусам  нескольких человек с достаточно высокими позициями в фирмах очень недешевы и отвлекают много времени, и поэтому даже большие фирмы занимаются этим не чаще  одного раза в год, как правило осенью, причем для посещения выбирается всего несколько университетов.

Мифы о МВА:

Миф №1. Само значение и перевод. Уже лет 50 эта степень не является тем, чем она называется. «Деловое администрирование» – если перевод и имеет смысл – строго говоря означает «управление офисом», что не является специальной профессиональной деятельностью. В связи с этим МВА стало в США и Западной Европе из аббревиатуры нарицательным названием, полный текст которого никогда не фигурирует и не интерпретируется. Более того, под МВА чаще понимается не сама степень, а скорее её носитель. Есть и другие попытки избавиться от этого искажения. Ряд лучших бизнес-школ даже делали неудачные попытки  переименовать степень, которые они присуждают в нечто более объяснимое, типа «мастер менеджмента». Увлечение в российских университетах созданием программ  по  «деловому администрированию» похоже игнорирует эти мелочи и дезориентирует их создателей. МВА – это профессиональная степень и говорит о специальной квалификации, в том числе и по управлению, но вовсе не в администрировании.

Миф №2. МВА это «всего лишь» степень мастера ( магистра).  Докторские степени по бизнесу, хотя они и присваиваются некоторыми университетами, особого значения не имеют, поскольку говорят об академическом ее характере. Подготовка МВА гораздо интенсивнее и многоплановее,  чем в  докторских программах. Последние имеют целью готовить исследователей и преподавателей в узких дисциплинах, тогда как МВА должен владеть многими методами и разбираться в широчайшем круге проблем.

В академической карьере специализируются в учебной программе и много лет  и целью становиться глубокое изучение очень конкретной сферы. И такой человек  может быть по обывательски наивен во всех других. Цель получения докторской степени - работа в университетах, преподавание, написание книг, исследовательская и околополитическая работа в организациях и правительственных агенствах .  Для бизнеса она часто бесполезна и вредна.  Более того,  выпускники бизнес-школ часто имеют стартовые зарплаты выше, чем с выпускники с докторскими степенями. Конечно есть и обратные примеры - особенно среди профессоров по финансам в бизнес-школах, но и среди МВА есть такие кто получает в сотни раз больше - как президенты корпораций или руководители важных департаментов  инвестиционных банков.

Есть колоссальная разница в академической и бизнес-карьерах:  в бизнесе требуется зарабатывать деньги, тогда как  в науке -  можно жить на деньги налогоплательщиков, что много спокойнее. Ученому иногда трудно понять почему люди без степеней могут им управлять, для чего в самой науке надо иметь более высокое  ученое звание.  Получив же совершенно конкретное задание, такой ученый может исчезнуть на месяц, а потом прийти и заявить, что он видит проблему по-другому, или что он нашел более интересное решение, чем то,  которое от него хотели 3  недели назад. Или что угодно еще, но не то и не тогда, что ожидалось. Один МВА, у которого под руководством как-то собралось 75  ученых  с мировыми именами, а именно Президент J.P.Morgan Capital на протяжении 15 лет Дэвид Кромвель  работу по руководству таким коллективом описал как "пасти котов".

Разница состоит в том, что для ученого есть множество мотивов, в том числе исследовательский интерес, а МВА интересует решение проблемы. Пусть даже доказано отсутствие решения, пусть проблема представляется достаточно сложной, чтобы загрузить Академию наук на 5 лет вперед, если решение должно быть к утру - оно должно быть и должно быть грамотно и коротко изложено. Поэтому МВА учат решать задачи, а не примеры  на применение формул. Реально  и грамотно поставленная задача никакими ухищрениями не влезет в формулу, или просто потребует больше информации, чем когда либо это будет доступно.  В программу МВА входит широчайший спектр предметов, и все их надлежит уметь вдумчиво применять, чтобы грамотно распознать проблему и найти методы ее решения.  МВА  - это тоже многолетняя  специализация,  но в практике, и вместо успешных экзаменов или известных статей профессионалы набирают уникальный опыт проектов и сделок, а свидетельством прогресса являются должности, оклады и круг клиентов, а не формальные регалии.  

Миф №3. МВА можно получить где и как угодно.  Строго говоря, степень присваивается университетом к которому относиться бизнес-школа. Программы МВА, кроме формальной аккредитации, имеют свое признание среди профессионалов. И суть процесса образования на программах МВА состоит не столько в заучивании схем  формул,  сколько в обмене знаниями, опытом и приемами со своими сверстниками, общения с признанными профессионалами, и в изнуряющих упражнениях по решению нерешаемых задач. Не всякая бизнес-школа имеет профессоров, достаточно компетентных в  своей области, не на все школы не хватает достаточно умных студентов. Вот  поэтому школы борются за лучших студентов  - они хотят продать свои  программы. Они продадут их дорого, если привлекут  лучших студентов и выучат их, что лучшие компании  захотят нанимать именно из этих школ.  Работодатели зачастую ставят условия  - "top schools only" (только из лучших школ) - что говорит о неравноценности МВА,  и  именно поэтому после степени почти всегда указывается, где именно она получена. Лучшие компании платят лучше всех - это и есть главная мотивация. Компании нанимают, студенты стремятся -  круг замкнулся. Вот так рождаются рейтинги бизнес школ.

Миф №4: Все знают какие школы лучшие.  BusinessWeek или журнал с самым длиным в мире клеветническим названием U.S.News & World Report (в определении Ю. Жукова - кто помнит) регулярно печатают рейтинги всех университетов, профессиональных школ, в том числе и бизнес-школ. Система рейтингов имеет свою логику, но к ней надо подходить весьма осторожно. Как журналисты могут расставлять по рангу химиков, физиков, юристов, МВА …. ?  Могут, оказывается. Они консультируются - и получают что-то вроде итогов мягкого рейтингового голосования, свои - за своих,  что отражает количество выпускников, мифы, но не реальное положение дел. Существуют  рейтинги журналов, как BusinessWeek, и есть ограниченные списки школ, куда приезжают для интервью такие компании как Booz, Allen & Hamilton или J.P.Morgan. Это уже ближе к истиному рейтингу.

Один из президентов университета предлагал  универститетам  Ivy League ("Лиги Плюща") идею - отказаться от участия в рейтингах. Ведь никто, кроме самих университетов с многолетней историей не обладает квалификацией выяснить, кто лучше.  Но находятся журналы, которые двигают их, как фишки,  и заставляют пыхтеть, что-то доказывая, чтобы не оказаться после 1-ого на 3-ем месте, а через год - наоборот.  Более того, начинается массовое  придумывание классификаций - где своя школа выглядит пристойно. Скажем - "входит в 10-ку лучших вечерних программ Юго-Запада США", или в "5 лучших вечерних программ по информационым техологиям для  руководителей".

Миф № 5 МВА можно получить сразу после степени бакалавра. Нет ничего опаснее верить, что юные дарования, освоившие формулы и заучившие схемы, могут идти руководить компаниями, работать над проектами или подготавливать решения в бизнесе. Необходим профессиональный опыт, авторитет, но само обучение - получения оценок за заучивание чужих истин и идей,  не готовит к самостоятельному и ответственному принятию решения. Собственно в это никто и не верит. Если бывшие пединституты начинают присваивают МВА всем желающим, то компании это просто игнорируют и в лучшем случае предлагаются простейшие должности, как и обладателям любого другого вузовского диплома.

Миф № 6. Программа МВА одинакова во всех школах.  Школ, аккредитованных в ААCBS,  сотни, но далеко от не все из них равнозначны. Главные отличия  - какой процент из тех, кто подал документы, принят, какой уровень студентов,  учат ли только два года "с отрывом", или по выходным и вечерам, какие компании  нанимают там и для какой работы и какие профессора там преподают.  

Общее  известное мнение - что если школа не входит в первые  25 ( на примере США ),  то туда идти - почти гарантированная потеря денег и времени.  Там не будет студентов, у  которых чему-то можно научиться, после такой школы не будет работы, способной оправдать затраты на обучение и потерю зарплаты.  Если в лучших учат тому, что пригодиться в крупнейших компаниях,  профиль остальных заметно ниже -  ориентир на местные нужды, подготовку кадров в отделения банков и страховых компаний, и классы  по отдельным предметам для руководителей мелкого бизнеса. 

Миф № .7 Выпускники со степенью МВА очень много зарабатывают.  Как и на любой другой вопрос, ответ будет "и  да и нет".  Это несомненно так, но в качестве ориентира для выбора профессии это может быть очень дорогой иллюзией.  Чтобы стать студентом, надо уже пройти достаточно жесткий отбор: показать и свои способности, склонность к лидерству и успехи на этом пути. Несмотря на высокое качество кандидатов, не все заканчивают программу - отсев обычно -10-15%. Причинами отчисления являются  и неуспеваемость, и нарушение этических стандартов - например списывание на экзамене.  

Успешно закончившие программу - это как правило зрелые и сложившиеся специалисты, готовые к сложнейшей работе и мотивированные работать успешно и напряженно.

Самые высокие зарплаты опять же предлагают выпускникам консалтинговые компании и ивестиционные банки. Работа в них предполагает занятость в офисе и в командировках  по 70-100  часов в неделю,  и разумеется далеко не все выдерживают такую жизнь.  Консультанты работают к тому же у клиентов, что означает постоянные разъезды. Грустная шутка:   в чем разница карьер в консалтинге и в инвестиционных банках?  Ответ -  в первом случае жена видит тебя по выходным,  а во втором - по ночам.  После нескольких лет такой жизни люди начинаю искать себе работу попроще - тем более, что законы индустрии  бизнеса жестоки. Приходит новое поколение, которое с радостью займет места тех кто уже не может работать на износ.  И если в течение 2-3 лет не удалось существенно продвинуться внутри фирмы, то скорее всего придется уйти. Так что в больших стартовых  зарплатах  МВА  даровых денег нет.

Более того, поскольку ведущие фирмы расположены в больших городах, стоимость жизни в них немало влияет на зарплаты. Стоимость аренды жилья  скажем на Манхаттене может быть настолько велика, что новые МВА снимают квартиру на 2-3 человек.  И последнее замечание - то что компенсационные пакеты не являются зарплатой в прямом понимании.  Часть пакета - это как правило компенсация затрат  за  один год обучения.  Сюда же войдут стоимость страховок, оплаченных компанией, опционы на акции и премии по итогам года, которые могут никогда не материализоваться.  Но все это относиться к МВА попавшим в крупнейшие  фирмы. В них попадают разумеется не все, и значительная часть выпускников работает в коммерческих банках, в производственных компаниях, где компенсации и карьерные стандарты совсем другие. К тому же  есть и так называемый "неприбыльный  сектор"  - правительства, налоговые органы, фонды, музеи, где заработки также значительно уступают финансовой сфере.

Требования, вступительные тесты и поступление в бизнес-школы.

К самым важным качествам, которые как рассматриваются при отборе кандидатов, так и прививаются в ходе обучения относится:

  Тест GMAT (Graduate Management Attitude Test) – Обязателен для всех американских бизнес-школ, за исключением может быть HBS – Harvard Business School. Хотя HBS всегда славилась подготовкой не по формальным специальностям, а по общему менеджменту.

  Стратегии, которые рекомендуются для решения тестов, пригодятся если тестируемый хочет набрать 500-550 очков, но если есть желание попасть в  верхние  3-5%, следует научить себя думать быстро, принимать решения используя  все знания и опыт.

  Может показаться, что математическая часть очень проста и весь тест создан для американцев, которые как доподлинно известно многим россиянам, способностями не блещут. Результаты же тестов говорят об обратном. Задачи не рассчитаны на то, чтобы выявить лучших математиков мира, строго говоря это тест на рациональность мышления. По времени отведенному на задачи, есть время только прочитать их и выбрать ответ. Если во время решения в не «перескакивать через ступеньки»  и пользоваться только прямыми алгоритмами вместо разнообразных логических приемов, отсекающих многие из предложенных ответов, то время на все задачи просто не хватит.

Нередко в лучших бизнес-школах можно встретить студентов набравших абсолютные результаты по GMAT.  

Учебная программа.

Программа  бизнес-школ состоит  в основном в работе в группах над проектами. Программа МВА - это скорее отбор, чем прочтение цикла лекций. Цель - отобрать способных и мотивированных, ознакомить с конвенциями и способами общения в профессиональной среде.  Учебная программа ведущих американских школ состоит из 3 частей - базовые курсы по дисциплинам, курсы по выбраной студентом специализации и интегрирующие курсы.

 

 

Etc.


Февраль 1999- ...........

Сокращенный исправленный и неоконченный вариант.

 

(c) 2000 Андрей Маршак.

 Go back to Ideas &Projects : Возврат на Идеи и Проекты

return to my Home Page