Андрей
Маршак, МВА
МВА (Эм-би-эй
или Master of Business Administration -
мастер делового администрирования) –
это единственная и высшая
профессиональная степень по бизнесу. Далее
в тексте МВА будут называться люди,
обладающие такой степенью,
которая говорит о законченной
программе в бизнес-школе. Неким аналогом
являются профессиональные сертификаты для
бухгалтеров и фондовых аналитиков, в США
известные как СРА(CMA)
и CFA. Кроме того, существуют еще и мастерские
(магистерские) степени более
академического уклона по статистике и
отдельным методам финансового анализа.
Эту степень присуждают многие
школы, но формально уместна ссылка -
принадлежат ли они к аккредитованым
Американской ассоциацией бизнес-школ (AACSB).
Только в США около 800 организаций называют
себя бизнес-школами, и из них только около 360
имеют аккредитацию данной Ассоциации, т.е.
предлагают полноценные академические
программы. Но даже среди всех
аккредитованных реальное бизнес-образование
и возможность работать в больших компаниях
дают только около 25
лучших.
МВА является знаком для
работодателя о рабочих качествах и
квалификациях специалиста. В США
обладатели такой степени
только в среднем получают на 20-30 000
долларов в год больше, чем те у кого их нет,
при том, что многие позиции отводятся
только для МВА. С
точки зрения студентов
образование рассматривается
не только как карьерный шаг, но и как
инвестиция. Если студент одной из лучших
школ тратит за два года на обучение около 80
000 и теряет столько же на зарплате, его
будущие доходы должны покрыть эти затраты.
Каждая из школ, входящих в
список лучших, старается сделать свою
программу как можно насыщеннее и
уникальнее, и вместе с тем есть
выработанные стандарты образования. Причем
они разные для школ разного уровня,
поскольку контингент студентов в них
отличается качеством и класс работодателей
также весьма различен.
Термин «Top Ten» (Первая Десятка)
или «лучшие школы»,
относиться к вообще говоря
к 15-20 школам
которые играют в «музыкальные стулья» друг
с другом за формальное первенство в
различных классификациях.
Отличить от прочих школ их можно по
длинным и подробным анкетам для
поступающих, активностью организаций
выпускников (банкеты, региональные
форумы), длинным списком крупных компаний,
которые посылают представителей для
интервьюирования в
эти школы, и разумеется стартовыми
зарплатами. Отличием
лучших школ являются лучшие
профессора, но могут быть и репутация, и
контакты с лучшими работодателями,
и лучшие условия контрактов
выпускников. К внешним признакам надо
отнести также стоимость обучения - все
элитные школы берут около
25 000 долларов за
год обучения, эти
программы всегда двухлетние и в этих школах
всегда отсутствует вечерняя или заочная
форма образования. По стилю жизни и
обучения они близки к интернатам - столько
времени занимают занятия и подготовка
проектов.
Американские бизнес-школы
являются частью достаточно сложной системы
по отбору и воспитанию кадров для
управления различными институтами частной
экономики. Эта система сложилась за десятки
лет и признана большим и малым бизнесом
повсеместно в мире. Собственно учебные
программы составляют лишь её малую часть.
Если эту систему воспринимать только как
преподавание и выставление оценок, бизнес
школы и степень МВА теряют весь смысл.
Во-первых, это система отбора по
целому ряду качеств. Не секрет, что умения,
навыки, способности людей разнятся. Есть
люди которые не могут удерживать в памяти
несколько объектов и тем одновременно. Всем
доводилось видеть как в людском потоке или
на лестнице кто-то останавливался чтобы что-то
сказать идущему сзади, забывая об
движущихся следом. Есть люди, которые
потеряют немедленно два предмета из трёх
попавших в руки. Есть такие, которые не
могут быстро и внятно доносить идеи или
написать что-то однозначно понимаемое и
строго по существу дела. Могут ли такие люди
грамотно понять проблему и принимать
решения или нет - совершенно очевидно. Как
общественные интересы, так и интересы
частных фирм будут страдать, если кадры
профессионалов и управленцев будут
пополняться за счет людей не обладающих
необходимыми качествами.
Прежде всего, система
образования в бизнесе выполняет функцию
отбора в
ряды будущих управленцев по
определенным качествам.
Разумеется, этот фильтр
проходят далеко не все. Несмотря на высокую
стоимость обучения в бизнес-школах, конкурс
в лучшие школы очень высок, из-за большого
числа желающих. Но даже среди принятых в
школы, высок отсев из-за неспособности
быстро усваивать огромное количество
материала и других причин.
Во-вторых, это система
профессиональной ориентации. В бизнес
школы принимаются как правило люди с
базовым 4-х-летним образованием на уровне
бакалавра и опытом работы. Для некоторых
МВА это вторая или даже третья
профессиональная степень. Немало
обучающихся меняют профессии после
обучения или идут в смежные со своим
предыдущей профессией области. В течение
обучения студенты имеют возможность узнать
о карьерных возможностях, о потенциальных
рабочих местах, пройти практику на
выбранной фирме, и принять решение о своей
специализации.
В-третьих, это система обмена
опытом и формирования профессиональной
среды. Все школы уделяют огромное внимание
отбору студентов, поскольку это ключевое
звено в привлечении компаний и
следовательно повышения спроса на их
программу МВА. Студенты стремятся в школы,
где они могут учиться рядом с опытными
специалистами, завязывать интересные
профессиональные контакты и быть в фокусе
внимания со стороны видных компаний. Успех
выпускников привлекает как и компании, так
и новых потенциальных студентов.
В-четверых, образование в
бизнес-школах это собственно образование.
Не стоит путать с принятой в России термином «второе высшее».
МВА – это мастерская (магистерская)
степень, состоит из курсов сложнее по
уровню программ бакалавров, является так
называемой «профессиональной» степенью.
Программа МВА состоит из 15-20 предметов
изучаемых в течение двух лет. Обучение
очень интенсивное и не оставляет почти
никакого свободного времени – это опять же
тест на выносливость.
В-пятых, это система найма и
конкурса на рабочие мест в бизнесе.
Студенты стремятся попасть в лучшие
школы чтобы иметь возможность пройти
интервью с самыми лучшими работодателями.
Поездки по студенческим кампусам нескольких человек с достаточно
высокими позициями в фирмах очень недешевы
и отвлекают много времени, и поэтому даже
большие фирмы занимаются этим не чаще
одного раза в год, как правило осенью,
причем для посещения выбирается всего
несколько университетов.
Мифы
о МВА:
Миф №1. Само значение и перевод. Уже
лет 50 эта степень не является тем, чем она
называется. «Деловое администрирование» –
если перевод и имеет смысл – строго говоря
означает «управление офисом», что не
является специальной профессиональной
деятельностью. В связи с этим МВА стало в
США и Западной Европе из аббревиатуры
нарицательным названием, полный текст
которого никогда не фигурирует и не
интерпретируется. Более того, под МВА чаще
понимается не сама степень, а скорее её
носитель. Есть и другие попытки избавиться
от этого искажения. Ряд лучших бизнес-школ
даже делали неудачные попытки
переименовать степень, которые они
присуждают в нечто более объяснимое, типа «мастер
менеджмента». Увлечение в российских
университетах созданием программ
по «деловому
администрированию» похоже игнорирует эти
мелочи и дезориентирует их создателей. МВА
– это профессиональная степень и говорит о
специальной квалификации, в том числе и по
управлению, но вовсе не в администрировании.
Миф №2. МВА это «всего лишь»
степень мастера ( магистра).
Докторские степени по бизнесу, хотя они
и присваиваются некоторыми университетами,
особого значения не имеют, поскольку
говорят об академическом ее характере.
Подготовка МВА гораздо интенсивнее и
многоплановее, чем
в докторских
программах. Последние имеют целью готовить
исследователей и преподавателей в узких
дисциплинах, тогда как МВА должен владеть
многими методами и разбираться в
широчайшем круге проблем.
В академической карьере
специализируются в учебной программе и
много лет и целью
становиться глубокое изучение очень
конкретной сферы. И такой человек
может быть по обывательски наивен во
всех других. Цель получения докторской
степени - работа в университетах,
преподавание, написание книг,
исследовательская и околополитическая
работа в организациях и правительственных
агенствах . Для
бизнеса она часто бесполезна и вредна. Более того, выпускники
бизнес-школ часто имеют стартовые зарплаты
выше, чем с выпускники с докторскими
степенями. Конечно есть и обратные примеры -
особенно среди профессоров по финансам в
бизнес-школах, но и среди МВА есть такие кто
получает в сотни раз больше - как президенты
корпораций или руководители важных
департаментов инвестиционных
банков.
Есть колоссальная разница в
академической и бизнес-карьерах:
в бизнесе требуется зарабатывать
деньги, тогда как в
науке - можно жить
на деньги налогоплательщиков, что много
спокойнее. Ученому иногда трудно понять
почему люди без степеней могут им управлять,
для чего в самой науке надо иметь более
высокое ученое
звание. Получив же
совершенно конкретное задание, такой
ученый может исчезнуть на месяц, а потом
прийти и заявить, что он видит проблему по-другому,
или что он нашел более интересное решение,
чем то, которое от
него хотели 3 недели
назад. Или что угодно еще, но не то и не тогда,
что ожидалось. Один МВА, у которого под
руководством как-то собралось 75
ученых с мировыми именами, а именно
Президент J.P.Morgan Capital на протяжении 15 лет
Дэвид Кромвель работу
по руководству таким коллективом описал
как "пасти котов".
Разница состоит в том, что для
ученого есть множество мотивов, в том числе
исследовательский интерес, а МВА
интересует решение проблемы. Пусть даже
доказано отсутствие решения, пусть
проблема представляется достаточно
сложной, чтобы загрузить Академию наук на 5
лет вперед, если решение должно быть к утру -
оно должно быть и должно быть грамотно и
коротко изложено. Поэтому МВА учат решать
задачи, а не примеры на
применение формул. Реально
и грамотно поставленная задача
никакими ухищрениями не влезет в формулу,
или просто потребует больше информации, чем
когда либо это будет доступно.
В программу МВА входит широчайший
спектр предметов, и все их надлежит уметь
вдумчиво применять, чтобы грамотно
распознать проблему и найти методы ее
решения. МВА
- это тоже многолетняя
специализация, но в практике, и вместо успешных
экзаменов или известных статей
профессионалы набирают уникальный опыт
проектов и сделок, а свидетельством
прогресса являются должности, оклады и круг
клиентов, а не формальные регалии.
Миф №3. МВА можно получить где и
как угодно.
Строго говоря,
степень присваивается университетом к
которому относиться бизнес-школа.
Программы МВА, кроме формальной
аккредитации, имеют свое признание среди
профессионалов. И суть процесса
образования на программах МВА состоит не
столько в заучивании схем
формул, сколько в обмене знаниями, опытом
и приемами со своими сверстниками, общения
с признанными профессионалами, и в
изнуряющих упражнениях по решению
нерешаемых задач. Не всякая бизнес-школа
имеет профессоров, достаточно компетентных
в своей области, не
на все школы не хватает достаточно умных
студентов. Вот поэтому
школы борются за лучших студентов
- они хотят продать свои
программы. Они продадут их дорого, если
привлекут лучших
студентов и выучат их, что лучшие компании
захотят нанимать именно из этих школ.
Работодатели зачастую ставят условия
- "top schools only" (только из лучших школ)
- что говорит о неравноценности МВА,
и именно
поэтому после степени почти всегда
указывается, где именно она получена.
Лучшие компании платят лучше всех - это и
есть главная мотивация. Компании нанимают,
студенты стремятся - круг
замкнулся. Вот так рождаются рейтинги
бизнес школ.
Миф №4: Все знают какие школы
лучшие.
BusinessWeek или журнал с самым длиным в мире
клеветническим названием U.S.News & World Report (в
определении Ю. Жукова - кто помнит)
регулярно печатают рейтинги всех
университетов, профессиональных школ, в том
числе и бизнес-школ. Система рейтингов
имеет свою логику, но к ней надо подходить
весьма осторожно. Как журналисты могут
расставлять по рангу химиков, физиков,
юристов, МВА …. ? Могут,
оказывается. Они консультируются - и
получают что-то вроде итогов мягкого
рейтингового голосования, свои - за своих,
что отражает количество выпускников,
мифы, но не реальное положение дел.
Существуют рейтинги
журналов, как BusinessWeek, и есть ограниченные
списки школ, куда приезжают для интервью
такие компании как Booz, Allen & Hamilton или J.P.Morgan.
Это уже ближе к истиному рейтингу.
Один из президентов
университета предлагал
универститетам Ivy League ("Лиги Плюща") идею -
отказаться от участия в рейтингах. Ведь
никто, кроме самих университетов с
многолетней историей не обладает
квалификацией выяснить, кто лучше.
Но находятся журналы, которые двигают
их, как фишки, и
заставляют пыхтеть, что-то доказывая, чтобы
не оказаться после 1-ого на 3-ем месте, а
через год - наоборот. Более
того, начинается массовое
придумывание классификаций - где своя
школа выглядит пристойно. Скажем - "входит
в 10-ку лучших вечерних программ Юго-Запада
США", или в "5 лучших вечерних программ
по информационым техологиям для
руководителей".
Миф № 5 МВА можно получить сразу
после степени бакалавра. Нет ничего опаснее верить, что юные
дарования, освоившие формулы и заучившие
схемы, могут идти руководить компаниями,
работать над проектами или подготавливать
решения в бизнесе. Необходим
профессиональный опыт, авторитет, но само
обучение - получения оценок за заучивание
чужих истин и идей, не
готовит к самостоятельному и
ответственному принятию решения.
Собственно в это никто и не верит. Если
бывшие пединституты начинают присваивают
МВА всем желающим, то компании это просто
игнорируют и в лучшем случае предлагаются
простейшие должности, как и обладателям
любого другого вузовского диплома.
Миф № 6. Программа МВА одинакова
во всех школах.
Школ, аккредитованных в ААCBS,
сотни, но далеко от не все из них
равнозначны. Главные отличия
- какой процент из тех, кто подал
документы, принят, какой уровень студентов,
учат ли только два года "с отрывом",
или по выходным и вечерам, какие компании
нанимают там и для какой работы и какие
профессора там преподают.
Общее известное
мнение - что если школа не входит в первые
25 ( на примере США ), то
туда идти - почти гарантированная потеря
денег и времени. Там не будет студентов, у
которых чему-то можно научиться, после
такой школы не будет работы, способной
оправдать затраты на обучение и потерю
зарплаты. Если в
лучших учат тому, что пригодиться в
крупнейших компаниях, профиль
остальных заметно ниже -
ориентир на местные нужды, подготовку
кадров в отделения банков и страховых
компаний, и классы по
отдельным предметам для руководителей
мелкого бизнеса.
Миф № .7 Выпускники со степенью
МВА очень много зарабатывают. Как и
на любой другой вопрос, ответ будет "и
да и нет". Это
несомненно так, но в качестве ориентира для
выбора профессии это может быть очень
дорогой иллюзией. Чтобы
стать студентом, надо уже пройти достаточно
жесткий отбор: показать и свои способности,
склонность к лидерству и успехи на этом
пути. Несмотря на высокое качество
кандидатов, не все заканчивают программу -
отсев обычно -10-15%. Причинами отчисления
являются и
неуспеваемость, и нарушение этических
стандартов - например списывание на
экзамене.
Успешно закончившие программу -
это как правило зрелые и сложившиеся
специалисты, готовые к сложнейшей работе и
мотивированные работать успешно и
напряженно.
Самые высокие зарплаты опять же
предлагают выпускникам консалтинговые
компании и ивестиционные банки. Работа в
них предполагает занятость в офисе и в
командировках по
70-100 часов в неделю,
и разумеется далеко не все выдерживают
такую жизнь. Консультанты
работают к тому же у клиентов, что означает
постоянные разъезды. Грустная шутка:
в чем разница карьер в консалтинге и в
инвестиционных банках?
Ответ - в первом
случае жена видит тебя по выходным,
а во втором - по ночам.
После нескольких лет такой жизни люди
начинаю искать себе работу попроще - тем
более, что законы индустрии
бизнеса жестоки. Приходит новое
поколение, которое с радостью займет места
тех кто уже не может работать на износ.
И если в течение 2-3 лет не удалось
существенно продвинуться внутри фирмы, то
скорее всего придется уйти. Так что в
больших стартовых зарплатах
МВА даровых
денег нет.
Более того, поскольку ведущие
фирмы расположены в больших городах,
стоимость жизни в них немало влияет на
зарплаты. Стоимость аренды жилья
скажем на Манхаттене может быть
настолько велика, что новые МВА снимают
квартиру на 2-3 человек. И
последнее замечание - то что
компенсационные пакеты не являются
зарплатой в прямом понимании.
Часть пакета - это как правило
компенсация затрат за один год обучения.
Сюда же войдут стоимость страховок,
оплаченных компанией, опционы на акции и
премии по итогам года, которые могут
никогда не материализоваться.
Но все это относиться к МВА попавшим в
крупнейшие фирмы. В
них попадают разумеется не все, и
значительная часть выпускников работает в
коммерческих банках, в производственных
компаниях, где компенсации и карьерные
стандарты совсем другие. К тому же
есть и так называемый "неприбыльный
сектор" -
правительства, налоговые органы, фонды,
музеи, где заработки также значительно
уступают финансовой сфере.
Требования,
вступительные тесты и поступление в бизнес-школы.
К самым важным качествам,
которые как рассматриваются при отборе
кандидатов, так и прививаются в ходе
обучения относится:
Нередко в лучших бизнес-школах
можно встретить студентов набравших
абсолютные результаты по GMAT.
Учебная
программа.
Программа бизнес-школ
состоит в основном
в работе в группах над проектами. Программа
МВА - это скорее отбор, чем прочтение цикла
лекций. Цель - отобрать способных и
мотивированных, ознакомить с конвенциями и
способами общения в профессиональной среде.
Учебная программа ведущих американских
школ состоит из 3 частей - базовые курсы по
дисциплинам, курсы по выбраной студентом
специализации и интегрирующие курсы.
Etc.
Февраль 1999- ...........
Сокращенный исправленный и неоконченный вариант.
(c) 2000 Андрей Маршак.