Некоторые аспекты профилактической работы со школьными дезадаптантами.

Школьная дезадаптация (ШД) как комплексное нарушение приспособления ребёнка к условиям школьной жизни требует рассмотрения как внутриличностных так и внешне-социальных травмирующих факторов.

Можно выделить 2 основных стойких психотравмирующих фактора, способствующих запуску механизма школьной дезадаптации:

    1. патологии семейного воспитания
    2. неэффективные стратегии педагогического взаимодействия

Профилактика ШД включает в себя работу по двум основным направлениям:

    1. воздействие на средовые факторы (условия жизни, воспитания, обучения и т.п.)
    2. Активизация креативного потенциала личности (ребенка).

Как воспитание в неблагополучных семьях, так и некорректный подход педагогов проводят к непониманию личностного развития ребенка, непоследовательности обращения с ним.

Еще до того момента как ребёнок столкнется с трудностями в школьной жизни, необходима работа с его семьёй, где психолог должен себя проявить, в первую очередь , как консультант.

Необходимо четко отдифференцировать причинностные факторы неуспеваемости: связаны ли они с внутренними трудностями развития ребёнка или же с невозможностью принятия условий учебы и школьной жизни в силу их травмирующего характера.

Важно обратить внимание на актуальный уровень развития ребенка, его индивидуальные особенности и помочь родителям и педагогам принять данные особенности своего ребёнка, показать суверенность и хрупкость его внутреннего мира.

Наиболее трудоемкой, но и наиболее эффективной, является работа с системой требований как родителей, так и педагогов.

Особенно остро встает проблема диктата в семье и школ, стиля воспитания, при котором индивидуальные особенности развития ребёнка остаются вне поля внимания родителя и педагога.

Осознание проблемы, ломка стереотипов - процесс болезненный и требующий серьёзных затрат психической энергии.

Психологу необходимо терпеливо проходить все стадии консультационной работы, осуществляя тщательный мониторинг результатов осознания.

Для улучшения социальной адаптации в детском коллективе необходимо обратить внимание на следующие задачи:

    1. сплочение детей в группе
    2. выяснение причин изоляции
    3. координация действий родителей и педагогов (выработка единой стратегии).

Воздействуя на средовые факторы, улучшая их мы создаём ребенку благоприятную атмосферу для развития творческих способностей, активности, произвольности ребёнка.

SpyLOG