Применение диагностических исследований для предупреждения школьной дезадаптации учащихся в среднем звене

Шлемензон Тамара Григорьевна
педагог-психолог СШ ╧ 158,г.Новосибирск

 Важнейшая роль в обеспечении условий благоприятного перехода учащихся начальной школы в среднее звено принадлежит психодиагностическим исследованиям, направленным на выявление уровня психологической готовности школьников к новым требованиям нового этапа обучения.

В основу деятельности школьного психолога положена система работы, предложенная Битяновой М.Р.(1995) ,в соответствии с которой осуществление раздела ⌠Школьная прикладная диагностика■ предполагает реализацию следующих блоков:

-⌠Диагностический минимум ⌠√ психодиагностика наиболее значимых психологических особенностей детей для определения их готовности к успешному освоению новых качественных требований на этапах: поступления в школу , начала обучения в 1-м классе ,перехода в среднее звено (и начала обучения в нем), профессионального самоопределении , учебной и личностной зрелости .При этом в большинстве случаев (за исключением приема в 1 √й класс диагностика проводится в скрининговом варианте √ по соответствующим параллелям 1,3,5,9,10,11 классов.

-⌠Углубленная диагностика■- применяется в отношении детей, обнаруживших при диагностике неготовность к переходу на новый качественный уровень развития ,либо по проявлениям учебной неуспешности, наличию проблем в поведении, т. е попадающим к психологу по рекомендации родителей ,учителей, социальных педагогов .В отношении этих учащихся проводится диагностика с целью :дифференциации нормы и патологии умственного развития, изучения зоны и содержания внутреннего конфликта , особенностей личности и познавательной деятельности для последующей коррекции.

В течение 3-х лет в школе в рамках скрининговой диагностики готовности учащихся к переходу в среднее звено реализуется диагностическая программа ,направленная на определение следующих основных показателей :

1.Характеристики внимания и умственной работоспособности -■Корректурная проба■;

2.Выраженность учебной мотивации √ методика М. Гинзбург( Овчарова Р.В.,1996 );

3.Способность учащихся к адекватной оценке своего старания в учебе и учебных успехов (самооценка этих показателей в сравнении с соответствующими оценками учителей √ по 5-бальной системе);

4.Уровень осведомленности учащихся о некоторых сторонах учебной деятельности в 5-м классе(количество и наименование новых предметов ,знание об учителях √ предметниках и т.д.) √ авторская анкета ⌠Информационная и эмоциональная готовность■(⌠ГИЭ■);

5.Эмоциональный настрой учащихся на учебу в 5-м классе √ авторская анкета ⌠ГИЭ■;

6.Особенности самооценки и некоторых качеств личности (тест ⌠Несуществующее животное■.

Представленный диагностический комплекс дает возможность получения за время одного урока достаточно подробной информации о различных сторонах психологической готовности учащихся к переходу в среднее звено.

Обработка результатов позволяет получить как индивидуальные, так и групповые (по классам ) характеристики в отношении уровня подготовленности каждого учащегося ,так и особенностей каждого класса к обучению в 5-м классе. подготовить соответствующие рекомендации по возможной √ за время, оставшееся до начала нового учебного года √ коррекции ⌠проблемных■ психологических особенностей ,повышения уровня информированности учащихся о важнейших сторонах будущей учебной деятельности .Рекомендации передаются психологом в виде соответствующей справки :зам. директору по начальному обучению, учителям начальных классов ,доводятся до сведения родителей - на родительских собраниях .

Кроме того, в новом учебном году результаты диагностики обсуждаются с классным руководителем 5-ого класса, учителями √ предметниками - для реализации индивидуального и дифференцированного подхода к учащимися в процессе учебно-воспитательной работы.(с поправкой на возможность изменений за период прошедший с момента диагностики).

Результаты контроля адаптации учащихся 5-х классов свидетельствуют о наличии положительной динамики показателей информационной и эмоциональной готовности школьников к обучению в среднем звене (по сравнению с периодом окончания ими начальной школы),что подтверждает эффективность проводимой работы по применению диагностических исследований для профилактики школьной дезадаптации учащихся .

Домой Новости Визитная карточка Педагогический опыт Педагогические технологии Повышение квалификации Издания Гостевая книга