МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Новосибирский институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

 

кафедра психологии

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Ученым советом НИПКиПРО

Протокол №      от

 

Учебная программа

электронной конференции

«Психологические аспекты управления ОУ»

 

Автор программы: О.А.Добрина, зав. кафедрой психологии, канд. социол. наук.

 

ВВЕДЕНИЕ

Цель: ознакомить руководителей ОУ, педагогов, психологов с основными психологическими проблемами управления образовательным учреждением и принципами их решения.

Задачи конференции:

q       Обобщить и систематизировать знания по психологии управления;

q       Ознакомить участников с теорией и практикой классического и современного управления;

q       Разработать модель участия психологической службы в поиске эффективного решения управленческих задач;

q       Привлечь внимание общественности к указанным проблемам.

 

Тема 1. Классические и современные теории и технологии управления (12 час.)

Эволюция управленческой мысли. Методологические подходы к управлению. Школы управления. Уровни управления. Управленческие роли руководителей. Содержание деятельности руководителей. Типология руководителей.

 

Литература

1

Аверченко Л.К. и др. Психология управления. Курс лекций. М.-Н., 1997

2

Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1998

9

Моргунов Е.Б. Личность и организация. М., 1996

 

Тема 2. Определение приоритетов в работе администрации ОУ (12 час.)

Принципы работы руководителя с подчиненными. Системный анализ организации. Функции планирования. Функции организации. Функции контроля. Функции мотивации. Делегирование полномочий и демократизация управления.

 

Литература

1

Розанова В.А. Психологические парадоксы в управлении. М., 1997

2

Управление персоналом. Под ред. Базарова Т.Ю. и Еремина Б.Л., М., 1998

 

Тема 3. Взаимодействие администрации с участниками образовательного процесса: педагогами, родителями, педагогами-психологами (24 часа)

Основные участники образовательного процесса, их типологические особенности. Основные принципы и формы взаимодействия. Анализ собственного опыта взаимодействия. Роль психологической службы.

 

Литература

1

Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М., 1990

2

Управление персоналом. Под ред. Базарова Т.Ю. и Еремина Б.Л., М., 1998

3

Изучение мотивации поведения детей и подростков. Под ред. Л.И.Божович, Л.В.Благонадежиной. М., 1972.

 

Тема 4. Технологии формирования сплоченной команды  (12 час.)

Понятие команды. Процесс командообразования. Программа тренинга формирования команды. Диагностика.

 

Литература

1

Дубовская Е.М. Лекции по психологии малых групп.

2

Еропкин А.М. Организационное поведение. М., 1998

3

Кричевский Р.Л. Лекции по психологии малых групп.

4

Максвелл Д.С. Шеф и его команда. Пер. с англ., С.-П., 1998

5

Bodner S. Experimental Training, A Stepping Stone for Work Teams. CSWT Reports, 1997

6

Bodwell D. High Performance Team. 1996

7

Folsom J. Статьи по командообразованию. Интернет-страница компании The Wings.

8

Katzenbach J., Smith D. The Wisdom of Teams. Harvard Business School Press, 1993

 

Тема 5. Технологии принятия управленческих решений  (12 час.)

Мотивация принятия управленческих решений. Виды управленческих решений. Особенности стратегий и тактик решения задач управления. Методы решения управленческих задач.

Литература

1

Жуков Ю.М. Лекции по консультированию организационного развития.

2

Иванов М.А., Шустерман Д.М. Организационное развитие, как подход к управлению и консультированию