МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Новосибирский институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
кафедра психологии
УТВЕРЖДЕНО
Ученым советом НИПКиПРО
Протокол №
от
Учебная программа
электронной конференции
«Психологические аспекты управления ОУ»
Автор программы: О.А.Добрина, зав. кафедрой
психологии, канд. социол. наук.
ВВЕДЕНИЕ
Цель:
ознакомить руководителей ОУ, педагогов, психологов с основными психологическими
проблемами управления образовательным учреждением и принципами их решения.
Задачи
конференции:
q Обобщить и систематизировать знания по психологии
управления;
q Ознакомить участников с теорией и практикой классического
и современного управления;
q Разработать модель участия психологической службы в
поиске эффективного решения управленческих задач;
q Привлечь внимание общественности к указанным
проблемам.
Тема
1. Классические и современные теории и технологии управления (12 час.)
Эволюция
управленческой мысли. Методологические подходы к управлению. Школы управления.
Уровни управления. Управленческие роли руководителей. Содержание деятельности
руководителей. Типология руководителей.
Литература
1 |
Аверченко Л.К. и др. Психология
управления. Курс лекций. М.-Н., 1997 |
2 |
Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1998 |
9 |
Моргунов Е.Б. Личность и организация. М., 1996 |
Тема
2. Определение приоритетов в работе администрации ОУ (12 час.)
Принципы
работы руководителя с подчиненными. Системный анализ организации. Функции
планирования. Функции организации. Функции контроля. Функции мотивации.
Делегирование полномочий и демократизация управления.
Литература
1 |
Розанова В.А. Психологические парадоксы в управлении. М., 1997 |
2 |
Управление персоналом. Под ред. Базарова Т.Ю. и Еремина Б.Л.,
М., 1998 |
Тема 3. Взаимодействие администрации с участниками образовательного процесса: педагогами, родителями, педагогами-психологами (24 часа)
Основные
участники образовательного процесса, их типологические особенности. Основные
принципы и формы взаимодействия. Анализ собственного опыта взаимодействия. Роль
психологической службы.
Литература
1 |
Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М., 1990 |
2 |
Управление персоналом. Под ред. Базарова Т.Ю. и Еремина Б.Л.,
М., 1998 |
3 |
Изучение мотивации
поведения детей и подростков. Под
ред. Л.И.Божович, Л.В.Благонадежиной. М., 1972. |
Тема 4. Технологии формирования сплоченной команды (12 час.)
Понятие
команды. Процесс командообразования. Программа тренинга формирования команды.
Диагностика.
Литература
1 |
Дубовская Е.М. Лекции по психологии малых групп. |
2 |
Еропкин А.М. Организационное поведение. М., 1998 |
3 |
Кричевский Р.Л. Лекции по психологии малых групп. |
4 |
Максвелл Д.С. Шеф и его команда. Пер. с англ., С.-П., 1998 |
5 |
Bodner S. Experimental
Training, A Stepping Stone for Work Teams. CSWT Reports, 1997 |
6 |
Bodwell D. High Performance
Team. 1996 |
7 |
Folsom
J. Статьи по командообразованию. Интернет-страница
компании The Wings. |
8 |
Katzenbach J., Smith D. The Wisdom of
Teams. Harvard Business School Press, 1993 |
Тема 5. Технологии принятия управленческих решений (12 час.)
Мотивация
принятия управленческих решений. Виды управленческих решений. Особенности
стратегий и тактик решения задач управления. Методы решения управленческих
задач.
Литература
1 |
Жуков Ю.М.
Лекции по консультированию организационного развития. |
2 |
Иванов М.А., Шустерман Д.М. Организационное развитие, как подход к управлению и
консультированию |