Профилактика школьной дезадаптации учащихся начальной школы

Коврова Зинаида Александровна
педагог-психолог СШ ╧ 26 г. Новосибирск

Решение проблемы школьной дезадаптации начинается при зачислении ребенка в школу. Дети, поступающие в 1 класс, проходят диагностическое обследование по программе ⌠Ориентировочная оценка школьной зрелости■(Айзман Р.И.,1991 г).Задача обследования √ своевременное выявление ⌠школьно-незрелых■ детей. Большая часть этих детей характеризуется низким темпом работы ,высокой утомляемостью ,неустойчивостью внимания, слабым здоровьем. Семьи ,из которых приходят в школу такие дети ,часто относятся к числу ⌠неблагополучных■,и учащиеся не могут рассчитывать на помощь в решении проблем ,которые могут возникнуть в школе.

Чтобы избежать неуспешности при включении ребенка в учебный процесс ,для указанной категории детей в школе создаются классы компенсирующего обучения(ККО).,работающие по программе 1-4.Небольшое количество учащихся в классе позволяет учителю индивидуально подходить к каждому ребенку: оказывать своевременную помощь ,ставить уровень требований в соответствие с возможностями ребенка на данном этапе.

Кроме того ,с учащимися ККО на протяжении 4-х лет обучения в начальной школе работает психолог .В процессе работы с детьми реализуется авторская ⌠Развивающе -коррекционная программа■,состоящая из 3-х основных блоков.

1 блок ⌠Подготовительный■.Главное внимание на данном этапе работы уделяется развитию мелкой моторики, обогащению активного и пассивного словаря ,расширению сведений об окружающем мире.

2 блок.■Развитие психических функций■.Этот блок программы предусматривает развитие внимания ,памяти ,мышления, воображения .Он включает в себя дидактические материалы, составленные в процессе работы с учащимися и позволяющие реализовать поставленные задачи :рабочие тетради ,сборники заданий для проведения развивающе -коррекционных занятий.

3 блок программы ⌠Произвольная психическая саморегуляция,

самоконтроль■.Работа поданному разделу крайне важна для обучения ребенка управлению собой, формирования коммуникативных навыков ,социально-приемлемого стиля поведения -через обучения учащихся анализу ситуаций ,нахождению путей решения проблем.

Диагностика по итогам коррекционно -развивающей работы позволила выявить положительную динамику показателей развития учащихся.

Так ,по итогам тестирования √ анкета Н .Г Лускановой ⌠Адаптация детей к школе■

92 % второклассников ККО ⌠нравится в школе■;83 % ⌠идут в школу с радостью■,а 92 % пошли бы в школу■ даже ,если бы учитель сказал накануне ,что желающие могут остаться дома■.

По данным 1999-2000 учебного года в 4-м(выпускном) ККО у 65 % учащихся увеличился объем слуховой и зрительной памяти ,у 92 % возросла скорость формирования новых навыков .Причем ,если при поступлении в ККО 9 учащихся показали результат ниже нормы ,то в выпускном 4-м классе таких учащихся оказалось только 2.По результатам диагностики по тесту Векслера интеллектуальный уровень у 50 % учащихся вырос на 7 и более единиц.

Еще одним подтверждением положительных изменений учащихся являются данные об успешной адаптации учащихся ККО при переходе их в обычные классы в среднем звене По данным 3-х выпусков процент успешно адаптировавшихся учащихся в среднем звене составляет 75 %,что свидетельствует о целесообразности и эффективности рассматриваемого направления работы по предотвращению школьной дезадаптации учащихся .

Домой Новости Визитная карточка Педагогический опыт Педагогические технологии Повышение квалификации Издания Гостевая книга