Гречко Анна Юрьевна, НИПКиПРО, г. Новосибирск

Я-КОНЦЕПЦИЯ УЧИТЕЛЯ КАК ФАКТОР ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ

В настоящее время деятельность школьной психологической службы сосредоточена на психологических проблемах ребёнка. В частности, как показывает спрос на образовательные услуги кафедры психологии НИПКиПРО, наибольший интерес школьных психологов вызывает проблема школьной дезадаптации. Однако источником психологических проблем учащихся часто является поведение учителя. Отсутствие индивидуального подхода к ребёнку, неадекватность оценивания и воспитательных мер, непонимание внутреннего состояния ученика, грубое, оскорбительное отношение к нему √ всё это характеризует так называемый школьный фактор дезадаптации учащихся.

С другой стороны, психическое состояние учителей само по себе представляет собой серьёзную проблему: по данным института Бехтерева, учитель √ одна из наиболее подверженных психоневрологическим расстройствам профессий. На наш взгляд, это связано, с одной стороны, с обилием фрустрирующих ситуаций в школьной практике, с другой √ с неумением учителя самостоятельно им противостоять. Последнее напрямую зависит от уровня сформированности Я-концепции учителя.

Под Я-концепцией мы понимаем систему представлений индивида о себе, которая в отличие от ⌠образа Я■ (бессистемного и неосознанного) характеризуется определённой упорядоченностью и осознанностью. Соотношение осознаваемых и неосознаваемых компонентов в представлении индивида о себе свидетельствует об уровне развития Я-концепции. Высокому уровню сформированности Я-концепции соответствуют высокий уровень рефлективности сознания, низкий уровень психических защит и минимальные расхождения между ⌠Я-осознаваемым■ и ⌠Я-действующим■.

Уровень сформированности ⌠Я-концепции■ оказывает непосредственное влияние на профессиональную деятельность учителя. Недостаточно сформированная Я-концепция влечёт за собой неадекватное поведение по отношению к детям. Тенденция смотреть не на людей, а на своё отражение в их реакциях, являющаяся следствием незрелой Я-концепции, порождает отсутствие понимания мотивов поведения детей и неадекватную реакцию на него (часто наказание представляет собой месть за то, что ребёнок задел чувство ⌠Я■ учителя).

Помимо этого, Я-концепция влияет на толерантность личности перед лицом стрессоров и фрустраторов, которыми особенно богата школьная практика. В данном случае важнейшую роль играет такой её компонент как самоуважение: чем выше самоуважение личности, тем выше её толерантность. В процессе повышения самоуважения личности решающее значение имеет ощущение своей профессиональной компетентности: степень удовлетворенности профессиональной деятельностью прямо пропорциональна уровню самоуважения индивида. С этой точки зрения значение имеют следующие компоненты профессиональной Я-концепции учителя: профессиональная позиция учителя и его коммуникативная компетентность. Первая связана с необходимостью принятия ребёнка как полноценного партнёра по общению и ориентацией в первую очередь на личностный рост своих учеников. Вторая достигается развитием соответствующих этой позиции коммуникативных навыков.

Таким образом, практика настоятельно требует активизации работы психолога с педагогическим коллективом, которая может быть организована по следующим направлениям: просветительская работа (пропаганда принципов гуманистической педагогики), тренинговая работа, направленная на коррекцию педагогической позиции, формирование соответствующих навыков общения и повышение уровня самосознания личности.

Домой Новости Визитная карточка Педагогический опыт Педагогические технологии Повышение квалификации Издания Гостевая книга