Дыдикова О. А. Педагог-психолог средней школы ╧ 43 Заельцовского района г. Новосибирска. Программа социально-психологической адаптации первоклассников В настоящее время отмечается рост социальной дезадаптации в детской среде. Так, к моменту поступления в школу, только 20 % детей являются социально дезадаптированными , но уже к концу первого класса их число увеличивается до 35-45 % (1).Возникает необходимость применения специальных адаптивных программ. Предлагаемая мною программа социально-психологической адаптации первоклассников имеет двоякую направленность: на развитие навыков общения и на формирование эмоционального комфорта. Основная цель программы - адаптация детей в учебном классе достигается в процессе решения следующих задач:
Успешность программы напрямую зависит от подобранных адекватно возрасту заданий. Применение творческих (психомоторика, музыкальное и художественное творчество) заданий в сочетании с игровыми активизирует эмоциональную сферу детей, способствует усвоению коммуникативных навыков и ускоряет процесс адаптации. Примерное содержание занятий: -психогимнастика ; -изображение настроения , работа с картой эмоций , пиктограммы ; -пантомимика ; -рисуночная терапия (по А.И.Захарову ), тематическое рисование; -музыкотерапия: музыка отождествляемая с природой, отождествляемая с душевными состояниями; -игры и упражнения : на двигательную раскрепощенность, на распознавание и выражение различных эмоциональных состояний, на коллективное взаимодействие , на регуляцию поведения и преодоление барьеров в общении; -игры на сюжеты из повседневной жизни. Успешность программы, так же, обусловлена построением ее содержания от простого к сложному, по схеме: ознакомление - развитие и закрепление - проверка усвоения. Занятия проводятся один раз в неделю (по 30-40 мин) на протяжении всего первого года обучения. Статистическая проверка эффективности программы (u -критерий Манна-Уитни) показала увеличение адаптивности учащихся и значительное снижение уровня тревожности. Кроме того, были выявлены особенности влияния программы, в зависимости от пола первоклассников - большее снижение тревожности у мальчиков, чем у девочек и большую адаптированность девочек , чем мальчиков. Представленная программа предназначена для учащихся первых классов общеобразовательных школ. Она применяется как вспомогательное средство для естественного адаптационного процесса и носит преимущественно развивающий характер. Дети с ярко выраженными нарушениями в поведении и дети обладающие завышенным (неадекватным) состоянием тревоги нуждаются в дополнительных коррекционных занятиях. Программа помогает снизить степень выражения данных поведенческих и эмоциональных нарушений но не устраняет их. Литература . 1. Проблемы психолого-педагогического обеспечения образовательных программ: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск , 1998 . |