Дыдикова О. А.

Педагог-психолог средней школы ╧ 43 Заельцовского района г. Новосибирска.

Программа социально-психологической адаптации первоклассников

В настоящее время отмечается рост социальной дезадаптации в детской среде. Так, к моменту поступления в школу, только 20 % детей являются социально дезадаптированными , но уже к концу первого класса их число увеличивается до 35-45 % (1).Возникает необходимость применения специальных адаптивных программ.

Предлагаемая мною программа социально-психологической адаптации первоклассников имеет двоякую направленность: на развитие навыков общения и на формирование эмоционального комфорта.

Основная цель программы - адаптация детей в учебном классе достигается в процессе решения следующих задач:

  1. Снижение мышечного напряжения.
  2. Осознание и конкретизация эмоционального напряжения.
  3. Формирование состояния эмоционального расслабления (комфорта ).
  4. Развитие навыков невербального общения.
  5. Развитие навыков выражения основных эмоций (н.п.: радость, гнев ┘) и социально окрашенных чувств (н.п.: застенчивость, уверенность┘ ).
  6. Развитие навыков адекватного общения и умения самостоятельно регулировать свое поведение.
  7. Развитие навыков совместной деятельности.
  8. Формирование уверенности в себе.

Успешность программы напрямую зависит от подобранных адекватно возрасту заданий. Применение творческих (психомоторика, музыкальное и художественное творчество) заданий в сочетании с игровыми активизирует эмоциональную сферу детей, способствует усвоению коммуникативных навыков и ускоряет процесс адаптации.

Примерное содержание занятий:

-психогимнастика ;

-изображение настроения , работа с картой эмоций , пиктограммы ;

-пантомимика ;

-рисуночная терапия (по А.И.Захарову ), тематическое рисование;

-музыкотерапия: музыка отождествляемая с природой, отождествляемая с душевными состояниями;

-игры и упражнения : на двигательную раскрепощенность, на распознавание и выражение различных эмоциональных состояний, на коллективное взаимодействие , на регуляцию поведения и преодоление барьеров в общении;

-игры на сюжеты из повседневной жизни.

Успешность программы, так же, обусловлена построением ее содержания от простого к сложному, по схеме: ознакомление - развитие и закрепление - проверка усвоения.

Занятия проводятся один раз в неделю (по 30-40 мин) на протяжении всего первого года обучения.

Статистическая проверка эффективности программы (u -критерий Манна-Уитни) показала увеличение адаптивности учащихся и значительное снижение уровня тревожности. Кроме того, были выявлены особенности влияния программы, в зависимости от пола первоклассников - большее снижение тревожности у мальчиков, чем у девочек и большую адаптированность девочек , чем мальчиков.

Представленная программа предназначена для учащихся первых классов общеобразовательных школ. Она применяется как вспомогательное средство для естественного адаптационного процесса и носит преимущественно развивающий характер.

Дети с ярко выраженными нарушениями в поведении и дети обладающие завышенным (неадекватным) состоянием тревоги нуждаются в дополнительных коррекционных занятиях.

Программа помогает снизить степень выражения данных поведенческих и эмоциональных нарушений но не устраняет их.

Литература .

1. Проблемы психолого-педагогического обеспечения образовательных программ: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск , 1998 .

Домой Новости Визитная карточка Педагогический опыт Педагогические технологии Повышение квалификации Издания Гостевая книга