БИОГРАФИЯ

                      Полный текст биографии


Свами Никхилананды

Шри Рамакришна, богочеловек современной Индии, был родом из
Камарпукура. Эта деревня в округе Хугли на протяжении последних
ста лет сохранила идиллическую простоту сельских уголков Бенга
лии. Расположенная вдали от железной дороги, она не была затро
нута пагубным влиянием города. Там были рисовые поля, высокие
пальмы, величественные баньяны, несколько озер и две площадки
для сжигания трупов. К югу от деревни небольшая речка проклады
вала свой неторопливый путь. В сад манговых деревьев, отданный
соседним земиндаром в общее пользование, часто прибегали маль
чишки для своих дневных игр. Через деревню проходил путь к
великому храму Джаганнатха в Пури и селяне, большинство из
которых были крестьянами и ремесленниками, принимали у себя
много проходящих святых людей и паломников. Скучное течение
сельской жизни нарушалось оживленными праздниками, соблюдением
святых дней, религиозным пением и другими невинными развлече
ниями.
О своих родителях Шри Рамакришна однажды сказал: "Моя мать
была олицетворением честности и доброты. Она знала не много о
мирских путях, - лишенная искусства сокрытия, она говорила то,
что думала. Люди любили ее за ее открытую сердечность. Мой отец,
правоверный брамин, никогда не принимал подарков от шудр. Он
проводил большую часть своего времени в поклонении и медитации,
а также в повторении имени Бога и воспевании Его славы. Когда бы
в своих ежедневных молитвах он ни взывал к Богине Гайятри, его
грудь пылала и по щекам катились слезы. Свои часы досуга он
проводил, делая цветочные гирлянды для родового Божества - Ра
гхувира".
Кхудирам Чаттопадхьяя и Чандра Дэви, родители Шри Рамакришны,
поженились в 1799 году. В то время Кхудирам жил в своей родовой
деревне, Дерейпуре, недалеко от Камарпукура. Их первый сын,
Рамкумар, родился в 1805, а первая дочь, Катьяяни, - в 1810
году. В 1814 году Кхудираму его землевладельцем было приказано
дать ложные свидетельские показания на суде против одного из
соседей. Когда он отказался сделать это, землевладелец возбудил
.по 0
- 2 -

ложное обвинение против него и лишил его родового имения. Так,
выселенный, он пришел, по приглашению другого землевладельца, в
тихую деревеньку Камарпукур, где ему дали жилище и около акра
плодородной земли. Урожая с этого небольшого надела было доста
точно, чтобы удовлетворить простые нужды его семьи. Здесь он и
жил в простоте, достоинстве и довольстве.
Через десять лет после своего переезда в Камарпукур Кхудирам
совершил пешее паломничество в Рамешвар, на южную оконечность
Индии. Двумя годами позже родился его второй сын, которого он
назвал Рамешваром. В 1835 году, в возрасте шестидесяти лет, он
снова совершил паломничество, - на этот раз в Гайя. Сюда с древ
них времен индусы приходили со всех уголков Индии, чтобы выпла
тить свои долги ушедшим предкам, предлагая им пищу и питье у
священных стоп Господа Вишну. В этом святом месте Кхудираму
приснился сон, в котором Господь Вишну обещал родиться его
сыном. И Чандра Дэви, тоже, перед входом в храм Шивы в Камарпу
куре, имела видение, указывающее на рождение божественного ре
бенка. По возвращении муж обнаружил, что она беременна.
Этот ребенок, известный впоследствии как Рамакришна, родился
18 февраля 1836 года. В память о сне в Гайя ему было дано имя
Гададхар, "Несущий Жезл" - один из эпитетов Вишну. Тремя годами
позже родилась еще и маленькая сестренка.


ДЕТСТВО

Гададхар вырос в здорового и неугомонного мальчика, полного
шуток и забавных проказ. Он был смышлен и не по годам развит,
наделен изумительной памятью. Сидя на коленях отца, он выучил
наизусть имена своих предков и гимны богам и богиням, а в школе
его научили читать и писать. Но самым большим наслаждением для
него было слушать чтение сказаний из индусской мифологии и
эпосов. Их он мог потом пересказывать по памяти - к великому
восторгу селян. Он любил рисовать, а искусству лепить изваяния
богов и богинь он выучился у горшечников. Но арифметика вызывала
в нем огромную неприязнь.
В возрасте шести или семи лет Гададхар получил свое первое
переживание духовного экстаза. Однажды в июне или июле, когда он
шел по узкой тропинке между рисовых полей и ел сладкие рисовые
хлопья, которые нес в корзиночке, он посмотрел на небо и увидел
прекрасную темную грозовую тучу. Когда она разрасталась, быстро
закрывая собой все небо, стая снежно-белых журавлей пролетела на
ее фоне. Красота этого контраста затопила мальчика. Он упал на
землю без чувств, и рисовые хлопья рассыпались во все стороны.