Назад

Екатерина Воронина

Мира Фурлан
Мира Фурлан родилась в Загребе, ныне это-столица Хорватии. Её родители и бабушка, благодаря которой Мира с детства учила немецкий и французский, были университетскими преподавателями. Увлёкшись в старших классах английским языком, Мира собиралась стать синхронным переводчиком, однако любовь к театру, привитая в детстве матерью, привела к тому, что Мира поступила в Академию театра, кино и телевиденья в Загребе. Уже на втором году учёбы она стала получать небольшие роли, а к четвёртому курсу снялась в главной роли в одном из югославских телесериалов. Затем Миру взяли в труппу Хорватского национального театра, где она исполнила роли во множестве классических пьес, включая шедевры Шоу, Мольера, Брехта. Первая же её роль в кино ("Циклоп", 1982 год) была удостоена премии Golden Arena(высшая актёрская премия в бывшей Югославии) за лучшую женскую роль второго плана.
    Однако таланты Миры Фурлан не ограничивались игрой - в середине 80-х годов она являлась солисткой небольшой группы и даже выпустила 2 диска. Во время работы в группе она молодого очаровательного режиссёра-серба Горана Гаича, который вскоре стал её мужем. Поскольку Гайич проходил учёбу в Белграде, Мира переехала к нему, но продолжала работать в театре Загреба. За эти годы Мира стала одной из самых известных актрис своей страны, снялась во множестве фильмов, и приняла участие во многих театральных постановках, за что несколько раз признавалась лучшей актрисой года, а за главную роль в фильме "Красота греха" получила свою вторую премию Golden Arena.
    В 1991 году, во время распада бывшей Югославии Мира Фурлан вместе с другими театральными актерами приняла участие в международном театральном фестивале в Белграде, после чего хорватские националисты обвинили её в предательстве Родины и развязали в прессе агрессивную кампанию против актрисы.
    В начале ноября 1991 года Мира написала статью "Письмо к моим согражданам", которая была опубликована как в Белграде, так и в Загребе. Вот некоторые фрагменты из этого письма:
    "Для меня принять участие в той постановке в тот момент означало защитить нашу профессию, которая не должна и не может становиться на службу каким либо политическим или национальным идеям, которая не должна и не может иметь каких-либо политических и национальных границ просто потому, что это противоречит её природе, ведь задача её, пусть даже в сложные и тяжёлые времена возводить мосты и искать связи. По самой своей сути это профессия, которой неведомы границы.
    ...Извините, у меня иная система ценностей. Для меня всегда существовали и будут существовать отдельные люди, и эти люди всегда будут уклоняться от обобщений любого вида, вне зависимости от обстоятельств, пусть даже самых катастрофических. К сожалению, я никогда не окажусь способной не только "ненавидеть всех сербов", но даже понять, что же это означает в действительности. Я всегда... буду протягивать руку незнакомому мне человеку на "той стороне", личности, столь же отчаявшейся и страдающей, как я сама".
    В конце ноября Мира и её муж покинули Белград и прилетели в Нью-Йорк, что бы начать там свою новую жизнь. Им это удалось, но то, что случилось, наложило глубокий отпечаток на всю жизнь актрисы. Она сумела заинтересовать своим талантом многих. Она не только снимается на телевидении и играет в театре, но даже принимает участие в записи музыкальных дисков, однако боль, которую ей удалось пережить, не покинула её до конца. И это нашло своё отражение в образе Деленн. Однажды Стражинский признался: когда Мира вошла в помещение, где актёры пробовались на роли, он сразу увидел, что это настоящая Деленн. Впоследствии он очень многое внёс в образ Деленн под влиянием личности Миры конечно, не в связи с предложениями актрисы (Мира признаётся, что переубедить или уговорить Стражинского просто невозможно), а именно под влиянием трагической судьбы этой женщины.
    Фурлан: Он знает многое из того, что происходило со мной и с остальными, я всегда обсуждаю с ним подобные вещи. Я бы сказала, что в том, как была создана и сыграна Деленн, нашло своё отражение очень многое из моего личного опыта, связанного с войной в Югославии. Прежде всего, это ощущение одиночества этого персонажа, чувство изгнанника. Ощущение, что ты оказался между культурами и мирами, которое я очень хорошо понимаю.
    Пробы на роль Деленн оказались первыми пробами Фурлан в США, поэтому Мира была бесконечно рада тому, что её утвердили на роль. К тому же телевизионная научная фантастика стала для неё новым миром, который интересно исследовать и изучать.
    Фурлан: Я непередаваемо наслаждаюсь своей работой в жанре научной фантастики. Я никогда не испытывала такого ощущения преданности и поддержки до этой работы. Меня поражает интеллигентность поклонников, и их понимание как текста, так и актёрской игры.
    Есть и другие особенности этого жанра. Одна из них, которую я считаю чрезвычайно сложной, заключается в игре лишь благодаря воображению - например, когда вы снимаетесь на "синем фоне", не имея ни малейшего представления о том, где находитесь, и что в этом месте происходит... Но я полагаю, что воображение и фантазия необходимы во всех жанрах.
    Ещё один новый аспект для меня - грим. И необходимость достигать определённого уровня воздействия в своей игре, когда на твоём лице наложено много слоёв клея и резины.
    Поначалу с гримом было много проблем.
    Фурлан: Когда я впервые увидела себя в зеркале после наложения грима, я начала сомневаться в правильности своего решения сниматься в этом сериале. Это было настолько ужасно, а с точки зрения людей просто омерзительно... Знаете, время от времени нужно избавляться от своего тщеславия, и работать над подобной ролью. Но это было трудно во многих отношениях, потому, что мне казалось, я теряю свою индивидуальность. Я очень рада, что они отказались от идеи этого странного персонажа-гермафродита. В какой-то момент они хотели изменить мой голос, и я подумала: "а что же останется от меня?" Но всё изменилось, и роль Деленн стала совершенно иной. В некотором роде это было упражнение в отказе от всякого тщеславия. Мне было трудно решиться на такое, но, в конце концов, благодаря развитию персонажа и всех, физических и психологических изменений, которые она прошла, я бесконечно счастлива, что согласилась сыграть эту роль.
    Грим Деленн отнимал у Миры около трёх часов. Впоследствии она признавалась, что это было нелёгким испытанием. Однако были и другие проблемы.
    Фурлан: В какой-то момент у меня возникли проблемы с глазами. Они очень плохо реагировали на грим, который приходилось использовать, что бы спрятать мои брови, потому, что у Деленн нет бровей. Теперь всё стало получше, но в начале у меня была довольно сильная аллергическая реакция. Я предложила Джо одну идею, на которую он не обратил внимания: Что бы Франклин сделал Деленн операцию. Джо сказал - нет, он скорее сменит грим.
    Поэтому, когда Фурлан спрашивают, что бы она изменила в образе Деленн, если бы ей предоставилась подобная возможность, она всегда говорит, что подарила бы ей брови. Изменение внешности Деленн после кризалиса стало настоящим подарком для Миры - правда, наложение грима не стало занимать меньше времени, но зато изрядно сократился "слой резины и клея" на лице актрисы, что позволило ей больше использовать мимику для своих чувств. Однако время, необходимое для того, чтобы загримироваться, не тратится понапрасну.
    Фурлан: Время, которое я тратила на наложение грима, пошло на пользу - я постепенно прониклась тем, что должна делать. Не знаю, пользуюсь ли я каким-нибудь методом... Во многом вы становитесь тем персонажем, роль которого вы исполняете, но одновременно именно вы сами превращаете себя в того, кем является этот персонаж. Вы постоянно наготове - это удивительное ощущение раздвоения личности, которое вы стараетесь развить в себе.
    Фурлан часто спрашивают, о том, чем она похожа на созданный ею образ Деленн.
    Фурлан: В каждую роль вы вкладываете большую часть себя. Думаю, чем лучше актёр, тем больше его/её в той роли, которую он играет. Так что, мне кажется, во всех моих ролях есть связующий элемент-это я сама. Однако почему люди всегда хотят отождествить себя со своими ролями? Не думаю, что стоит сравнивать реальных людей и вымышленные персонажи. Более того, это довольно опасно и приносит большие разочарования тем, кто поступает так, поскольку при встрече с актёром они не получают того, чего ожидают. В Австралии на недавнем съезде я встретила поклонника, который после беседы сказал мне: "Я больше не поеду на съезд, потому что вы настолько отличаетесь от Деленн." И я могла лишь рассмеяться.
    Она с огромным уважением и любовью относится к своей героине.
    Фурлан: Я люблю сложность этого персонажа, что очень необычно для героинь многих телефильмов. У Деленн есть много различных штрихов, Она может быть сильной и одновременно уязвимой. Чрезвычайно воинственной, но мягкой и трогательной. Её отличают мудрость и величайшая духовность, но при этом она бывает очень забавной. Одним словом, это сложное существо. И я считаю эту роль удивительным подарком Джо. Как мне кажется, сложнее всего ей было преодолеть пропасть между минбарской и человеческой половинками её души. Для того, что бы стать настоящим мостом между двумя расами, она была вынуждена вести битву внутри себя. Сыграть это было очень интересно.
    Фурлан очень довольна тем, как развиваются отношения между Деленн и Шериданом.
    Фурлан: Это красиво, романтично, чудесно, эмоционально, но, ко всему этому, они единомышленники. Это прекрасно!
    Одним из наиболее сложных эпизодов для Фурлан стала "Война без конца".
    Фурлан: Мне пришлось посмотреть несколько старых эпизодов, что бы понять сценарий. Во время съёмок мы много консультировались с Джо. Этот эпизод потребовал от нас особой концентрации.
    Мне трудно сказать, какой эпизод является самым любимым. Этот вопрос очень часто задают мне на съездах... Мы ведь сняли уже так много серий. Одна из самых лучших - я говорю о "Несбывшихся надеждах", эпизоде, получившем премию Хьюго, - Настолько отличается от всего, что я делала в жизни! Но попытаться сыграть это было настолько любопытно. Для меня был очень хорош эпизод "Инквизитор".
    Я не стала бы делить серии на любимые и нелюбимые, но есть сцены, которые я не могу забыть. Сцена с Андреасом, Г'Каром, когда я должна сказать ему, что я знаю о случившимся с нарнами, но не рассказала - это был один из тех моментов, когда всё происходит органически, по наитию, незапланированно, Я думаю, это была великолепно сыгранная сцена, которая превзошла все наши первоначальные идеи по этому поводу... В общем, Джо написал для меня просто великолепные драматические сцены на уровне величайших классических текстов. И я могу быть признательна ему за это.
Над Вавилоном-5 работал целый ряд различных режиссёров. Фурлан признаётся, что артисты даже пытались "режиссировать режиссёра".
    Фурлан: Иногда возникало ощущение, что мы больше знали о своих ролях, нежели режиссер. И это вполне логично - режиссёры приходят и уходят, а мы остаёмся. У на даже были режиссёры, которые не знали, как произносятся названия рас, что было несколько неприятно.
    Особенно Фурлан выделяет Майка Вейара.
    Фурлан: Я очень любила работать с Майком Вейром. Он очень добрый и мягкий человек, который прекрасно знает, что делает. Ещё я очень любила работать с Джоном Тревино.
    Однако во многом Фурлан права: ведь когда сценарии настолько проработаны, роль режиссёра становиться не слишком важна, и на первый план выходят взаимопонимание и сыгранность актёров.
    Фурлан: Мне нравится работать с Брюсом (Шеридан) Он прекрасный актёр. У нас было так много волшебных моментов, которые происходят очень редко. Этого удаётся добиться далеко не со всеми актёрами, потому, что они не способны эмоционально раскрываться, и вам приходится самой придумывать материал, играть с собой, что не слишком интересно. Знаете, самое волнующее в актёрской игре для меня - возможность общаться с партнёрами, достигать высокого уровня понимания. Так что я очень уважаю Брюса и люблю играть вместе с ним. Думаю, мы очень рады тому, что он снимается в сериале.
    Из приглашённых актёров Мира выделяет Райнера Шона (Дукхат), Теодора Байкеля (раввин Козлов, Леннон) и Брэда Дуриффа (брат Эдвард).
    Поскольку до съёмок сериала Фурлан жила в Югославии, у неё возникли определённые примеры с языком, несмотря на то, что она с детства увлекалась иностранными языками и даже хотела стать переводчиком.
    Фурлан: С учётом языковой проблемы съёмки в сериале стали для меня настоящим вызовом, потому что "Вавилон-5"-чрезвычайно разговорчивый сериал. Я хочу сказать, что там очень много больших монологов... У меня не было того уровня комфорта и свободы, который я ощущала при игре на родном языке. Порой это было настоящее мучение. Но английский стал моим вторым языком, и мне стало легче. Время от времени у меня бывают минуты страха и даже паники, когда я чувствую себя очень неуверенно, и я вынуждена бороться с ними. Но теперь я ощущаю себя вполне свободно, и удобно. Кстати, очень здорово иметь у себя в запасе ещё один язык. И необыкновенно интересно открывать секреты этого языка. Это некая иллюзия, обман, но иллюзия успокаивающая. Она волнует и позволяет вам ежедневно делать небольшой шажок вперёд. Ощущение, что вы узнаёте новые слова! Это даёт вам возможность чувствовать себя ребёнком, который каждый день в том или ином роде делает шажок вперёд,- очень волнующее ощущение. Говорить на языке, который не является вам родным - некая награда.
    Фурлан уверена, что минбарский язык оказался в некотором роде связан с её небольшим акцентом, потому, что Стражинский всегда очень внимательно присматривается к актёрам и использует наиболее характерные особенности для придания своим персонажам "многомерности".
    Как и все остальные актёры, в течение первых 4 сезонов, Мира не знала, чем закончится сериал, и как далее будут развиваться сюжетные линии.
    Фурлан: Вы всегда можете спросить Джо о том, что будет дальше, и он ответит вам то, что хочет ответить. Он истинный сфинкс. Он отвечает загадками, и всегда преподносит сюрпризы. И это очень интересно, и так необычно для меня. Я почти ничего не знаю. То есть я хочу сказать, что знаю основную сюжетную линию сезона, но это очень маленький процент того, что я узнаю во время съёмок. Знаете, я могла бы поговорить с ним, и спросить, что произойдёт впоследствии, но я хотела, что бы меня удивляли, мне это нравится! Но он тоже любит неизвестность, и именно так мы все работали. Такова сама природа телесериала: вы никогда не знаете, что должно произойти. Это совершенно не похоже на съёмку фильма и на постановку пьесы, когда вы стараетесь узнать как можно больше о персонаже ещё до начала съёмок или репетиций. Но здесь вы просто не в состоянии выяснить что-либо, вы получаете совершенно иные ощущения от своей работы, от того, как вы постепенно узнаёте о происходящем. Вы вынуждены быть открытой, восприимчивой и гибкой в отношении своего персонажа.
    Мира Фурлан очень серьёзно относится к "Вавилону-5", считая его в некотором роде футуристической драмой
    Фурлан: Этот сериал постоянно говорит о социологических, политических, психологических проблемах нашей реальной жизни, и именно это делает его настолько ценным и интересным, как мне кажется. Порой Джо поражает параллелями с политической ситуацией в нашей стране. Он прекрасно разбирается в человеческих отношениях, политике, во всех важных вопросах бытия. В этом отношении "Вавилон-5" порой проявляет такую же глубину, как и лучшие образцы классической литературы. Я горжусь тем, что участвовала в работе над этим сериалом.
    Фурлан признаётся, что после завершения съёмок будет больше всего скучать по людям, которые окружали её эти 5 лет.
    Фурлан: По актёрам, по съёмочной группе, потому, что это необыкновенная группа. Я знаю, что со многими буду поддерживать отношения и впредь, но по другим буду скучать. Определённо, это лучшая команда, в которой мне приходилось работать.
    За свою профессиональную жизнь я познала столько злости, соперничества, грязных игр. "Вавилон-5"-исключение из правила.
    Исполнив роль Деленн, Фурлан сумела привлечь к себе внимание многих. Уже будучи в США, она получила несколько престижных наград:1995-97 Sci-Fi Dramalogue-за пьесу Антигона, 1995 Dragonstar и 1996-97 Sci Fi Universe - За лучшее исполнение женской роли второго плана в "Вавилоне-5" и 1998 SFX - как лучшей актрисе в научно-фантастическом сериале. Мира старается работать не только на телевидении, вместе с мужем она пытается ставить пьесы, записывает диски, а так же оказывает определённую помощь работе загребского объединения B.A.B.E.(Be Active, Be emanicipated или Bude activna, Budi emancipirana). Театр до сих пор является уязвимым местом актрисы, тоска по театральной сцене до сих пор не покинула её, она до сих пор мечтает о любимых ролях в классических пьесах (кстати, среди самых дорогих её сердцу постановок Мира называет спектакль по пьесе Чехова "Месяц в деревне", а самого Чехова - своим любимым писателем драматургом). Два Года тому назад Горану и Мире удалось поставить в одном из театров Лос-Анджелеса "Антигону" и Мира была просто счастлива. А в середине 1998 года Фурлан выпустила свой первый в США сольный диск - песни из неснятых фильмов. Помимо чисто музыкальных достоинств этого диска определённый интерес вызывает сама концепция - написать и исполнить песни из фильмов, которые не были отсняты, и на отдельном CD-ROM'е представить историю и сюжет для каждого фильма. Таким образом, этот диск даёт слушателям возможность побывать в виртуальном кинотеатре, благодаря чему авторам удалось добиться совершенно особого впечатления от музыки.
    Фурлан: Диск называется "Песни из неспетых фильмов, и главная идея проекта - проникнуть через границу между воображаемым и реальным, между реальностью и фантазией. Мы вместе придумываем эти фильмы, слушая саундтрэки из них на совершенно разных языках, часть из них реальны, а часть - воображаемые.
    После завершения съёмок Вавилона-5 Мира собиралась как следует отдохнуть, но позднее её планы несколько изменились. В 5 часов 45 минут утра 15 декабря 1998 года в семье Миры и Горана произошло чрезвычайно важное событие - у них родился сын-первенец, Марко Лав Гайич. А совсем недавно российские поклонники "Вавилона-5" преподнесли Мире Фурлан неожиданный и просто уникальный подарок. В феврале 1999 года имя Деленн было зарегистрировано в звёздном каталоге, который ведёт московский планетарий. Теперь на небе есть небольшая звёздочка, которая носит имя столь полюбившийся всем героини. Звезда эта расположена в созвездии Треугольника, вот её координаты: склонение +30015'55, 6", прямое восхождение 1ч 39 мин, 44,87 с. Конечно, это не официальное название звезды, поскольку для звёзд малой величины используются только номера, однако мы уверены, созвездие Треугольника станет теперь родным и близким - ведь там теперь сияет звезда Деленн. Организаторами этого грандиозного проекта были Григорий Шмерлинг (создатель одной из первых в российском internet страниц о "Вавилоне-5" - http://www.aha.ru/~lexicon/b5.htm) и Илья Изов (один из создателей "Вавилонской рулетки" - http://lbvf.hipermart.net)Наверное, это высшее достижение для актрисы - создать настолько яркий, реалистичный, трогательный образ своей героини, что её именем решили назвать звезду. И мы надеемся, что этот подарок принесёт радость и счастье в дом Миры, Горана и их маленького сына Марко.

 [Назад]