Александр Яцко

Творческий путь Александра Яцко берет свое начало в городе Минске, в студенческом театре ╚Колизей╩ при Политехническом институте, где он учился на архитектурном факультете.  По окончании института, отработав восемь месяцев по специальности, молодой архитектор отправился в Москву, ╚гонимый неистовым желанием быть артистом╩.  В Москве он поступил в школу-студию при Московском Художественном Академическом Театре на курс А.А. Попова.  В 1985 году школа-студия МХАТа выпустила в свободное плавание двадцать четыре актера, среди которых был и А.Яцко.

УНИВЕРСИТЕТ

- После школы-студии Вы попали на Таганку?

- Да, там прошла моя актерская юность.  Я тогда был начинающим актером и ничего еще не умел. Но мне повезло, после школы-студии меня взял не кто-нибудь, а Анатолий Васильевич Эфрос и не куда-нибудь, а в лучший театр Советского Союза. Я играл в спектаклях Эфроса, а это были очень хорошие спектакли, именно на них я стал актером. Это было настоящее актерское счастье. Увы, оно было недолгим, всего полтора года. В начале 1987 года Анатолий Васильевич умер,  в театр пришел Губенко, два года ничего не репетировал, начался раздел театра, борьба за власть. Противно все это┘ Я и ушел. В Моссовет меня пригласил С. Юрский,  я перешел, может и не стоило... Но актером я стал именно на Таганке, там было реальное обучение, там был мой УНИВЕРСИТЕТ.

- Александр, можно ли на Ваш взгляд обучиться актерскому ремеслу или актером нужно родиться?

- Ну, наверное, лучше родиться, но им нужно еще и стать. Нашим ремеслом невозможно овладеть за четыре года в театральном училище. Актер должен учиться до ВУЗа и после. А любое учебное заведение √ это необходимый этап в жизни каждого артиста. Нужно получить пропуск в профессию, а получил, - покажи что умеешь. И нужно уметь, ведь зал смотрит на тебя. Еще важно, чтобы у актера были роли. Если человек был рожден актером, но не играет на сцене,  он не актер. Актер - это тот, кто играет роли, иначе, он подобен автомобилю, который стоит в гараже, а это не совсем автомобиль, он ведь должен ездить, правда? А артист должен играть, совершенствоваться от роли к роли, от спектакля к спектаклю. Только так можно чему-то научиться.

АРТИСТ ЯЦКО

- Вы различаете понятия ╚актер╩ и ╚артист╩?

- ┘ Артист √ от слова ╚art╩ - ╚искусство╩, человек занимающийся артистической деятельностью. Артистом можно назвать художника, артистом можно назвать поэта, писателя, музыканта. А актер от слова ╚act╩, ╚action╩ √ персона действующая, √ это более узкое понятие. А вообще, какая разница, как называться, главное быть мастером.

-  А Вы артист или актер?

- Я? Артист Яцко, драматический актер. Сфера моих интересов несколько шире, чем сфера интересов просто драматического актера. В этом есть плюсы, но, безусловно, есть и минусы. Глядя слишком широко, упускаешь детали более узких вещей.
 

В спектакле театра им. Моссовет ╚Игра╩ Александр не только исполнял главную роль, но и являлся художником постановщиком этого мюзикла. Прекрасные, декорации с не простой системой канатных подвесок были выполнены по его эскизам. Благодаря этой работе Александр прикоснулся к такому театральному ремеслу, как сценография, что сродни его первой неосвоенной профессии архитектора.

- ╚Игра╩ √ это трагическая ошибка театра им. Моссовета. Мы долго репетировали в холостую, было что-то вроде драмкружка в театре. А я, как мне кажется, чуть-чуть сдвинул это с мертвой точки и спектакль вышел. Но, к сожалению, театр не был заинтересован в нем, как-то лениво с ним обошелся. Я не могу сказать, что он плохо шел. Там были провалы по части музыкальной драматургии. На мой взгляд, не нужно было добавлять песни Beatles. Существует хорошая пьеса  ╚Chess╩, которую сочинили Т. Райз, Б. Андерссон и Б. Ульвиус. Дивное произведение. Нужно было делать его. И, конечно, нужен был другой бюджет и другие артисты. Нельзя драматическим актерам замахиваться на музыкальные спектакли. Среди нас иногда попадаются  поющие люди, но очень редко. Это должны делать певцы, а мы не певцы. От сюда все наши ошибки. Но зритель нас прощает. Он любит нас любовью русской женщины. А что такое любовь русской женщины? Жалость. Вот так же относится к нам наш зритель, проявляя некую нетребовательность, невзыскательность.
 

В 1994 году Александр создал антрепризный театр ╚Русский Глобус╩. Основа театра √ шекспировские традиции, пьесы таких авторов как Мольер, Лопе де Вега, Марло, Островский, и конечно же Шекспир. Такой театр ему интересен, в таком театре он хотел бы играть, играть роли классического, стихотворного репертуара. Он любит и умеет хорошо и много говорить, знает как это делать не скучно. Это была мечта о театре несовременной пьесы. Почему несовременной?  Да потому что, научиться современному театральному искусству можно, лишь овладев искусством несовременной пьесы.

 -  Какая профессия труднее актер или режиссер?

-  Труднее, наверное, режиссер, потому что это выдуманная профессия, а актер √ настоящая. Режиссуру надо ставить на место. Она заявила в  XX -м веке, что является искусством. Это не так. Режиссура это ремесло, которое должно помогать искусству театра. Не все режиссеры умеют делать хорошо своё дело. Мало кто  владеет правильным актерским тоном. Вот, например, Эфрос это умел. Он работал максимально правильно. Он работал  с голоса, он показывал. Анатолий Васильевич слышал правильный звук спектакля и доводил до сведения актера. Если актеры брали это,  они побеждали, а если нет -  проигрывали. Я видел это не раз.

  В том же 1994 году газета ╚Вечерний клуб╩ писала, что в Москве появилось два профессионально - разработанных во всех деталях проекта знаменитого театрального здания -  шекспировского ╚Глобуса╩. Он из проектов принадлежит замечательному театральному художнику Сергею Михайловичу Бархину. Второй √ молодому режиссеру и актеру Александру Яцко. Он затеял проект временного деревянного сборно-разборного не отапливаемого сооружения. Так как ставить он собирался  Шекспировские произведения, то и здание задумал как ╚Импровизация на тему здания╩, которое стояло в Лондоне в конце XYI √ начале XYII веков  и называлось ⌠Глобус■.
  Проекты несколько разнятся, но в обоих соблюдены основные принципы шекспировского театра: сцена вынесена в зрительный зал, зрители видят ее с трех сторон, располагаясь на галереях.
   В проекте Сергея Бархина есть партер, зал рассчитан на 350-400 мест и помещение крытое. В ╚Глобусе╩ Яцко партера нет, мест 650-700 и зал открытый, что позволяет пользоваться естественным освещением. А это театральная изюминка. ╚Театр -  искусство простодушное, общедоступное, в хорошем смысле слова, в меру наивное. Все спектакли, которые я люблю, сделаны очень просто, скупыми постановочными средствами. Я люблю простой  театр, где артисты плачут, смеются, кривляются. Мне кажется, так же и у Шекспира: умылись, нарядились и пошли слова говорить╩ - рассказывает Яцко.
 

Владимир Стеклов о ╚Русском Глобусе╩

С Александром Яцко мы познакомились на съемках картины Мурата Ибрагимбекова ╚Вальс золотых тельцов╩, где оба принимали участие как актеры. А через три года он пригласил меня сыграть главную роль в своем первом спектакле ╚Генрих IV■. Премьера состоялась на сцене театра им. Моссовета, и, надо отметить, была довольно шумной.
 Саша очень серьезно отнесся к своему проекту. В том смысле, что он тщательно занимался подбором художника, композитора. Были выпущены прекрасные афиши, красивые программки к спектаклям, даже на каждом проспекте с ролью был эскиз костюма персонажа.
В то время у нас еще не было такого значительного количества антрепризных театров, и ╚Русский Глобус╩ был не только одним из первых, но и одним из самых интересных проектов.
  Очень интересные декорации были выполнены замечательным художником Александром Боровским, я думаю, при непосредственном участии Александра Яцко. Конечно, на пальцах трудно объяснить, но сказать  можно одно: это было задумано и осуществлено великолепно.
 Естественно, начиналась работа с некоего приглядывания, присматривания, так как здесь мы уже оказались в разных ипостасях:
я √ актер, он √ режиссер. Но несмотря на то, что это была первая режиссерская работа Александра, он точно знал, что хочет и что должно получиться. Режиссура √ это совсем другая сфера деятельности, ее нельзя сравнивать, скажем, с актерской. Некоторые актеры говорят: ╚Мы все занимаемся театральной деятельностью, я тоже вижу, как работает режиссер, значит,  и я смогу так же╩. Но все не так просто, режиссура, на мой взгляд, - это штучная профессия, и не всем возможно ею заниматься. И в данном случае любой актер, задумавший что-то поставить, начал бы комплексовать и волноваться. Вот по какой причине: даже молодому, начинающему режиссеру легче - в том смысле, что он в этой ипостаси изначально сформулирован, как человек данной профессии. А тому человеку, которого все знают как актера, намного труднее заниматься режиссурой. Ему приходится постоянно всем доказывать, что он достоин и имеет право заниматься этой профессией. Александр доказал это прекрасно. ╚Русский Глобус╩ был замечательным начинанием. Очень жаль, что по каким-то форс-мажорным обстоятельствам театральный проект ╚Русский Глобус╩ не получил долгой жизни.

МИНУТНЫЕ ПОГРУЖЕНИЯ

-  У Вас бывают депрессии?

-   Депрессия √ это что-то очень серьезное, это когда человек лежит, уткнувшись носом в стену и не поддаётся никаким влияниям ни внешним, ни внутренним. Со мной такого не случается √ Бог миловал. Могут быть какие-то минутные погружения, но это эпизоды. Я не могу  впасть в депрессию, я не могу уйти в запой - мой организм к этому не приспособлен.

-  Значит, Вы всегда пребываете в состоянии покоя?

-   Я всегда мечтаю о покое, но не в том смысле, чтобы уйти на     пенсию, ничего не делать, лежать и плевать в потолок. Такой покой быстро надоедает. Для меня покой √ это быть спокойным за свою работу, за свою семью, за свой бюджет, за свои роли. Этого покоя нет.
 

  Что можно еще сказать об  Александре Яцко?
В нем чувствуется уверенность и сила, скепсис и ирония. Он не предсказуем в жизни и  профессионален на  сцене.
Он с невероятной нежностью и любовью относится к своей семье, очень ценит понятие дома.
Он категоричен и тверд в своих суждениях об искусстве театра. Консервативен, но противоречив и переменчив.
Он не способен на безумные поступки, так как считает, что безумство √ это ложь и обман.
 ╚Люди часто пытаются оправдать себя в глазах окружающих, объясняя это склонностью к безумным поступкам╩.
  В нем нет ненависти. Он способен простить практически все, даже обман и предательство, ведь нет на Земле ни одного человека, который с полной ответственностью мог бы сказать, что он никогда не обманывал и никого не предавал.
 В нем прекрасно уживаются здравый цинизм и максималистские принципы художника: ╚Я не верю ни в бога, ни в черта, ни в мистику╩. ╚В театре  существую по мизантропски, мне всегда кажется, что главное √ это убедительность художественных доводов╩.
В его жизни были неудачи и ошибки, ╚Русский Глобус╩, театр его жизни, увы, находится в состоянии анабиоза. Не всегда приходится заниматься тем, что любишь и умеешь, но, тем не менее, он не теряет присутствие духа и остается оптимистом.

Интервью подготовила
Ольга Хомутова
www.jcs.da.ru (c)Багира 2000г.